Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ Г-НУ ЭХУДУ ОЛЬМЕРТУ, ПРАВИТЕЛЬСТВУ ИЗРАИЛЯ, ДЕПУТАТАМ КНЕССЕТА
по вопросу программы 'Висконсин'
 
(Разослано 07.06.06)
 
  
 

Как известно, с 1 августа 2005 года в городе Ашкелон, наряду с некоторыми другими городами, начала действовать 'пилотная' программа, в основном заимствованная из американского штата Висконсин, направленная на решение вопроса занятости, снижение количества людей, получающих пособия по обеспечению прожиточного минимума. Цель, безусловно, благородная и полезная как для государства в целом, так и для отдельных граждан, выключенных на протяжении лет из активной, общественно-полезной жизни.
Однако, по нашему мнению, при подготовке израильского варианта проекта, получившего символическое название 'МЕАЛЕВ' (аббревиатура, которую следует расшифровывать 'от пособия к стабильному доходу' и звучащая на иврите подобно выражению 'от сердца'), работниками министерств были допущены серьезные упущения и просчеты, связанные с местной спецификой.
Речь идет о следующих фактах. В Ашкелоне значительную часть населения (более одной трети) составляют новые репатрианты из республик бывшего СССР. Среди получающих пособие по прожиточному минимуму доля 'русских' репатриантов значительно выше. В основном это либо неполные семьи (матери-одиночки), либо люди в возрасте 50-55 лет и старше, которые еще в стране исхода, принимая решение репатриироваться в Израиль, знали - от работников сохнута, знакомых и родственников, что смогут, не рассчитывая овладеть в достаточной степени языком и получить работу по специальности, тем не менее, иметь минимальные средства к существованию от ведомства национального страхования. При этом они смогут помогать семьям своих детей, воспитывать внуков и т.д. Для такой категории людей практически не существует альтернативного источника дохода, они никогда не откажутся от возможности получать социальное пособие, будут, скрепя сердце, посещать ради этого любые курсы, ездить ежедневно на другой конец города. Вот только эффективность такой учебы практически нулевая, зато отрицательные последствия - налицо. Во-первых, финансовые: государство тратит большие деньги на оплату труда координаторов программы, преподавателей курсов; оплачивает специальные автобусы, содержит помещения, телефоны, компьютеры, охрану и пр. Во-вторых, психолого-медицинские: люди, с учетом возрастных особенностей контингента, вынуждены волноваться, переживать, при этом хронические заболевания обостряются, люди входят в депрессивное состояние, 6 человек, из числа охваченных программой, скончались. Наконец, социально-политические: потенциальные репатрианты отменяют принятые ранее решения переселиться в Израиль, особенно в города, где программа уже действует; дети, бывшие под надзором своих бабушек либо матерей, остаются без присмотра, что усиливает негативные тенденции в подростковой среде; отношение к Израилю, который столь жестко обходится с собственными гражданами, особенно с новыми репатриантами, ухудшается; рейтинг политических лидеров, поддерживающих программу 'Висконсин' или стоявших у ее истоков резко падает.
Тот факт, что 'Висконсин' в порядке эксперимента 'обкатывается' лишь в некоторых городах страны, ставит людей, охваченных программой, в положение невинных жертв, завидующих тем, кто проживают в других населенных пунктах и спокойно продолжают получать пособия. Подобные эксперименты над людьми, противоречащие принятым в цивилизованных странах нормам, вызывают ощущения вопиющей несправедливости по отношению к социально слабым слоям населения, зачастую высокообразованным, но уже немолодым и не совсем здоровым людям, прошедшим нелегкий жизненный путь в стране исхода. Кроме того, существующая в Израиле государственная служба трудоустройства, действующая в рамках того же министерства промышленности, торговли и труда и имеющая развитую инфраструктуру, обязана по своему предназначению эффективно заниматься всем комплексом описываемых проблем. Ясно и то, что данный проект не в состоянии создать дополнительные рабочие места, кроме, разве что, должностей внутри самой частной компании, осуществляющей данный проект, где, кстати, заработки намного выше, чем в государственных структурах. Очевидно, что государственные средства, затраченные на данный проект, можно было бы инвестировать с куда большей эффективностью, например, создавая новые производства и соответственно, рабочие места, развивая инфраструктуру Негева и других перефирийных районов страны.
На протяжении всего срока действия программы 'Висконсин' в Ашкелоне и других городах не прекращается волна различных акций и мероприятий, связанных с борьбой за ее отмену. Депутаты городского совета Ашкелона: Юрий Замощик, Софья Бейлина, Эли Даян, Ави Аяш, Рами Гуэта, Амрам Бен Давид практически с самого начала увидели опасность данного проекта для города и страны в целом. Они постоянно высказывались за необходимость его закрытия и требовали принятие горсоветом такого решения, но наталкивались на противодействие другой группы депутатов во главе с мэром Ашкелона Рони Маацри, по инициативе которого данный проект был задействован в Ашкелоне. Впоследствии, убедившись в крайней непопулярности в народе подобной позиции, эта группа депутатов изменила тактику, решив начать борьбу за корректировку пунктов программы, но не с самим проектом, как таковым. Вместе с тем, по нашему глубокому разумению, программа, получившая столь непопулярный в народе имидж, и сопровождавшаяся массовыми нарушениями элементарных прав человека, даже при наличии каких-либо положительных идей или моментов, должна быть отменена в корне.
Мы считаем, что программа 'Висконсин' при ее экспериментальной проверке показала свою несостоятельность и должна быть как можно быстрее закрыта. Отрицательный результат социального эксперимента должен стать предметом тщательного изучения, дабы исключить повторения ошибок в будущем.
 
  
 

Уважаемый г-н премьер министр, уважаемые г-да члены правительства, уважаемые г-да депутаты Кнессета! Мы, члены объединения выходцев из России 'Волга' и лица, обратившиеся за помощью в правозащитную ассоциацию 'ЛАТИ', настоятельно просим вас незамедлительно принять решение о закрытии программы 'Висконсин', показавшей отрицательный результат. Это будет справедливым и поистине государственным подходом к делу, гуманным актом по отношению к своему народу!


Председатель объединения выходцев из России 'Волга'

В. Сандлер


Председатель правозащитной ассоциации 'ЛАТИ'

А. Людвин


Депутат Ашкелонского городского совета

Ю. Замощик


Депутат Ашкелонского городского совета

А. Аяш

___________________________________________________________

На данное обращение первым откликнулся депутат Кнессета от партии 'ХАДАШ' (Демократический фронт за мир и равенство) Дов Ханин.
 
  
 

В своем ответном послании от 7 июня он, в частности, пишет: 'Я желаю выразить свою поддержку критике израильской версии программы 'Висконсин', изложенной в вашем обращении к главе правительства. В 17-м Кнессете создается широкое лобби для парламентской борьбы с проектом 'МЕАЛЕВ', и я - один из участников этого процесса. Лобби призывает к 'сдаче в архив' программы 'Висконсин' и к замене ее на реальную борьбу с безработицей, подходящей для израильской специфики. Я буду рад приложить все силы чтобы помочь продвижению ваших инициатив. Вы можете видеть во мне сподвижника по этой жизненно важной борьбе'
07.06.06