Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Где ты, легендарный ашкелонский порт?
 
 
  
 
Если вы, стоя на высоком береговом откосе, посмотрите влево, в южную сторону, то сможете вообразить стоящие на якорях в 100-300 метрах от берега древние корабли. Примерно так, как это изображено на одном из стендов Национального парка.


 
  
 
Художественная реконструкция древнего порта Ашкелона.
Стенд Национального парка

Ашкелонская гавань несёт в себе следы многих исторических эпох, ведь порт играл исключительно важную роль в истории города.
Но точное местоположение порта пока не найдено, несмотря на тщательность подводных работ, а также скрупулёзных археологических исследований вдоль берега.

Прошло более семи веков со времён Крестовых войн, когда в 1270 году султан Бейбарс до основания разрушил Ашкелон. За это время морские течения, шторма и бури занесли места стоянок древних кораблей илом и песком, и загадка ашкелонской гавани пока не разгадана.


 
  
 
Стена, построенная мусульманами рядом с портом в средние века


Существует гипотеза, что расположение гавани менялось на протяжении истории. В период хананейской эпохи порт, возможно, был расположен неподалёку от северных ворот, а затем переместился к югу.
По другой теории порт находился недалеко от центра холма Тель-Ашкелон, где имеется разлом в морском дне между северной и южной частями.
Археологи экспедиции фонда Леона Леви даже стали именовать эти части как 'Северный Тель' и 'Южный Тель'. Возможно, что в период средней бронзы гавань находилась между этими двумя частями, а потом провалилась, ушла вглубь и оказалась покрыта землёй. В более поздние периоды - от эллинистического до средневекового, порт, возможно, был перемещен к югу.
Закрытой гавани так и не было найдено, как, впрочем, и никаких волнорезов. Предполагается, что большие корабли вставали на якорь на расстоянии в несколько сот метров от берега, где имелись известняковые мели, а также скальные подводные площадки.
Товары доставляли на берег с помощью небольших лодок. Порт использовали для перевозки по морю товаров, как по международным маршрутам, так и по внутренним, а также для рыбного промысла.
Если судно нужно было отремонтировать, его поднимали наверх с помощью специальных механизмов и перетягивали вручную, используя специальные плоскости скольжения.