Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Где ты, легендарный ашкелонский порт?
 
 
  
 
Если вы, стоя на высоком береговом откосе, посмотрите влево, в южную сторону, то сможете вообразить стоящие на якорях в 100-300 метрах от берега древние корабли. Примерно так, как это изображено на одном из стендов Национального парка.


 
  
 
Художественная реконструкция древнего порта Ашкелона.
Стенд Национального парка

Ашкелонская гавань несёт в себе следы многих исторических эпох, ведь порт играл исключительно важную роль в истории города.
Но точное местоположение порта пока не найдено, несмотря на тщательность подводных работ, а также скрупулёзных археологических исследований вдоль берега.

Прошло более семи веков со времён Крестовых войн, когда в 1270 году султан Бейбарс до основания разрушил Ашкелон. За это время морские течения, шторма и бури занесли места стоянок древних кораблей илом и песком, и загадка ашкелонской гавани пока не разгадана.


 
  
 
Стена, построенная мусульманами рядом с портом в средние века


Существует гипотеза, что расположение гавани менялось на протяжении истории. В период хананейской эпохи порт, возможно, был расположен неподалёку от северных ворот, а затем переместился к югу.
По другой теории порт находился недалеко от центра холма Тель-Ашкелон, где имеется разлом в морском дне между северной и южной частями.
Археологи экспедиции фонда Леона Леви даже стали именовать эти части как «Северный Тель» и «Южный Тель». Возможно, что в период средней бронзы гавань находилась между этими двумя частями, а потом провалилась, ушла вглубь и оказалась покрыта землёй. В более поздние периоды — от эллинистического до средневекового, порт, возможно, был перемещен к югу.
Закрытой гавани так и не было найдено, как, впрочем, и никаких волнорезов. Предполагается, что большие корабли вставали на якорь на расстоянии в несколько сот метров от берега, где имелись известняковые мели, а также скальные подводные площадки.
Товары доставляли на берег с помощью небольших лодок. Порт использовали для перевозки по морю товаров, как по международным маршрутам, так и по внутренним, а также для рыбного промысла.
Если судно нужно было отремонтировать, его поднимали наверх с помощью специальных механизмов и перетягивали вручную, используя специальные плоскости скольжения.
Также существует гипотеза, согласно которой, до того как мусульмане предположительно в VIII - IX веках построили береговую каменную стену, за период нескольких тысячелетий береговой откос разрушался и отступал к востоку. Подобное явление ашкелонцы наблюдают и сегодня. Во время зимних ливней потоки воды размывают незащищённый береговой откос, что вынуждает власти закрывать бетонные пешеходные дорожки, проложенные несколько лет назад на казавшемся тогда безопасном расстоянии от обрыва. Величина этого "отступления" может быть весьма значительной - порядка километра и более. Поэтому древние портовые сооружения Ашкелона, впрочем как и останки городских строений, могут быть погребены далеко в море под многометровой толщей грунта и песка.