Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ВСЯ ВЛАСТЬ - КУХАРКАМ
 
Нынешний военно-политический кризис заставляет нас все чаще задавать себе вопрос - а может ли любая кухарка управлять государством? Способен ли один человек, будь он хоть семи пядей во лбу, распоряжаться сегодня финансами, завтра просвещением, послезавтра юстицией и связью? И не в этом ли источник большинства наших жалоб на безграмотное управление страной?
 
  
 


Комитет в защиту демократии и прав человека считает необходимым начать серьезную работу по внедрению принципа разделения ветвей власти. На первый взгляд может показаться, что при нынешнем кризисе глобальная реформа по изменению государственного строя неуместна. Но необходимо понимать, что нынешний политический кризис, как и цепь событий, которая привела к нему нашу страну, во многом вызван как раз отсутствием нормального управления страной. И в первую очередь это выражается в совмещении законодательной и исполнительной структур.

Порочная практика, при которой ни профессионализм, ни политический кругозор, ни широта мышления, ни деловая энергия не являются критериями отбора для вовлечения в административный истеблишмент новых перспективных политиков, ведет к трагическим результатам. Сегодня правительство формируется из первых номеров в списках партий, согласившихся войти в парламентскую коалицию. Из административных органов министерства превратились в разменную монету политиков, на них покупают устойчивость коалиции и поддержку в голосованиях. Министры-депутаты занимаются не столько министерской работой, сколько лоббированием интересов своего электората, зачастую в ущерб интересам всего народа и государства. Из-за коалиционных игр первые лица партий стремительно перемещаются из министерства в министерство или обратно в оппозицию, не успевая войти в курс дела. Понимая недолговечность пребывания на министерском посту, они и не намереваются ничем заниматься всерьез, выдвигая заведомо неосуществимые популистские проекты, которые работники министерства даже и не пытаются выполнять, зная, что следующий министр все равно отменит решения предыдущего и выдвинет свои, столь же недолговечные. И это естественно - ему нужно заставить публику забыть о предшественнике и запомнить себя, министерский пост для него - лишь средство нажить политический капитал к ближайшим выборам.

Очевидно, что депутаты, кочующие со своим административным табором из министерства в министерство, не могут служить сколь-нибудь эффективным управленческим аппаратом. За последние 15 лет по-настоящему деятельных министров, действительно находившихся на своем месте, можно перечесть по пальцам. Но это счастливая случайность, лишь подчеркивающая порочность практики, при которой страной пытаются управлять политические назначенцы.

Не случайно после последних выборов СМИ единодушно писали, что более слабого и серого правительства не было за всю историю Израиля. И именно ему приходится принимать решения в этот ответственный период. А населению остается только беспомощно наблюдать
При нынешней системе правления невозможны практически никакие реформы, а те, что приходится проводить за отсутствием выбора, делаются неумело и с нижайшим КПД, зачастую принося больше вреда, чем пользы. При такой системе невозможно элементарное планирование - основа разумного управления страной. При такой системе большинство изменений к лучшему происходит не благодаря, а вопреки потугам исполнительной власти, не имеющим ничего общего с нормальной управленческой работой.

Единственным выходом из сложившейся ситуации нам представляется президентское правление. Система, при которой в депутаты пойдут люди, знающие, что они не имеют никакого отношения к исполнительной власти и не стремящиеся к торгу за административные посты. Система, при которой народ будет избирать главу государства, не связанного с парламентом, а уж президент будет назначать правительство из профессионалов, не зависящее от коалиционных игр и соотношения политических сил. Такому правительству не потребуется куча ненужных министерств - ведь они не будут предметом торга. Такому правительству не будет страшен партийный шантаж. Такое правительство сможет заниматься своим делом - управлять государством, в то время как Кнессет будет заниматься своим - законодательством и контролем за исполнительной властью.

Уинстон Черчилль говорил, что необходимо отличать политика от политического деятеля. Первый думает о завтрашних выборах, второй - о завтрашнем дне страны. При нынешней израильской системе такое различие практически невозможно. Ни один государственный деятель не сможет проявить себя в условиях постоянного политического торга, случайных назначений и министерского круговорота. С введением президентского правления оно станет реальным. И последнее. Мы прекрасно отдаем себе отчет в нежелательности подобной реформы для нынешних депутатов, ибо это лишит их возможности одновременно пребывать в статусе министров, всех благ и влияния, связанных с этим статусом. Но это как раз одна из тех реформ, которые необходимо принять за отсутствием выбора. Израиль постепенно скатывается в пучину кризиса власти. Население все больше разочаровывается в нынешней системе. Неверие в парламент и в правительство приобретает поистине всенародный размах. Все больше людей воспринимает выборы как профанацию, как выхолощенную, лишенную смысла формальную процедуру. Парламентская демократия в ее израильской ипостаси неустойчива перед кризисами и неспособна к конструктивным действиям. Поэтому вопрос разделения властей отнюдь не отвлеченное теоретизирование. Больше того, это не просто вопрос развития государства. В условиях Ближнего Востока это вопрос элементарного выживания государства. И сейчас этот вопрос для нас актуален как никогда.

Владимир Индикт, исполнительный директор Комитета в защиту демократии и прав человека
Яков Крут, Леонид Славин, Андрей Харазов ( члены Комитета)