На главную   Содержание   Следующая
 
'ТРИ СЕМЁРКИ' ИЛИ ПЯТИДЕСЯТЫЙ НОВЫЙ ГОД
 
Владимир Сандлер

 
  
 


Да, господа, Новый год, который мы будем встречать в этой стране через считанные дни, будет для меня пятидесятым! Такое чудо бывает, наверное, только в Израиле: за 25 лет 50 раз встретить Новый год!
И это если не учитывать так называемый 'Старый Новый год'. Но мы ведь ещё в Советском Союзе его за отдельный праздник не считали, просто церемония проводов и встреч плавно растягивалась на две недели. Помните, у Вознесенского:
'С первого по тринадцатое нашего января,
сами собой набираются старые номера.
Сняли иллюминацию, но не зажгли свечей,
с первого по тринадцатое жёны не ждут мужей...'

А тут, как не крути, еврейский Новый год стал для многих из нас за эти годы настоящим большим праздником! И новые календари, на которых ивритскими буквами написан год номер (тав-шин-айн-зайн), что в более привычном для нас написании выглядит '777' (три семерки), мы уже приготовили. Вообще-то этот год имеет номер 5777, но в нашей стране экономят на числах. Слишком длинным окажется запись ивритскими буквами (самая последняя из них - ת 'тав' имеет значение четыреста) - ни чернил ни бумаги не хватит. Попробуйте сами на досуге такое число изобразить. Но ещё сложнее будет это число расшифровать.

Ну, это так, общие размышления. А меня лично именно эти три семёрки завели. Вспомнил, как в студенческие годы мы с друзьями пили некий суррогатный портвейн с тремя семёрками на этикетке.
 
  
 


Его ещё называли 'Три топора' - вероятно, из-за внешнего сходства семёрки с топором, а иногда особо продвинутые любители карточных игр именовали эту бормотуху 'Очко', поскольку трижды семь - 21.
Вообще-то знатоки магии, особенно еврейской, относятся к числу 7 с особым пиететом. Это и семь дней недели, и семь правящих планет, и семь нот гаммы, а ещё: 7х7=49 дней от Песаха до Шавуота, 7 кругов танцуют с торой в Симхат Тору, 7 раз, под хупой, ведут невесту вокруг жениха, 7 благословлений читают на свадебной церемонии, 7 дней сидят возле умершего родственника, наконец, 7 дней Сотворения мира... И, возможно, из-за такого отношения евреев к этому магическому числу именно в Израиле производят неплохой коньяк (вернее, бренди) '777'.
 
  
 

Так что же принесёт евреям и Израилю этот новый год? Как всегда отмечать этот праздник начинают в Израиле заранее. И мероприятия эти традиционно именуют 'Арамат косит', дословно - поднятие рюмки. К сожалению, я не смог воспользоваться приглашением партии НДИ на подобную церемонию, проходившую в Иерусалиме. Не поехал, поскольку посчитал для себя невозможным проигнорировать первое заседание только что организованного в Ашкелоне 'Фонда исторического наследия', в состав руководства которого меня включили. Инициаторами создания фонда стали ашкелонские учёные-историки, преподаватели академического колледжа: д-р Ави Сасон
 
  
 

и Гад Соболь.
 
  
 

Именно эти двое подготовили наглядные материалы, ярко демонстрирующие необходимость кардинального изменения отношния руководства и жителей Ашкелона к его уникальной истории. И в этом плане я хочу процитировать американского археолога, руководителя экспедиции, профессора Даниэля Мастера.

В интервью, опубликованном три года назад в местном еженедельнике 'Скуп', он сравнил Ашкелон с бриллиантом: 'Нам посчастливилось здесь работать и изучать Ашкелон. Мы стараемся действовать так, чтобы местные жители поняли, в каком чудесном городе они живут. Мы приехали сюда со всех концов света, чтобы показать живущим здесь людям, насколько этот город потрясающе уникален!'

И действительно, подумать только, наш город - это богатейшее кладище бесценных исторических ценностей, большинство из которых пока не раскопаны и не открыты. А многие сенсационные находки обнаруживаются в процессе земляных работ, производимых на строительных объектах. Найденные артефакты фотографируются, описываются в специальных документах, предназначенных для специалистов, после чего их вновь засыпают грунтом. Хранить находки попросту негде, и на это нет средств. Нет музейного комплекса, нет даже архива.
Кто из ашкелонцев знает, что поблизости от яхтенного порта (марины) были найдены свидетельства поселений, относящихся к каменному веку? На этом месте нет даже информационного стенда! Да в любой цивилизованной стране из этих находок сотворили бы такую аттракцию, что туристы со всего мира захотели бы взглянуть на эти чудеса! Характерно, что и на этот раз на заседание не приехали представители муниципалитета. А жаль!

Зато в эти дни в Москве в Государственной классической академии имени Маймонида (Рамбама) профессор Вероника Рафаиловна Ирина-Коган издала ещё две замечательные книги о нашем городе. Первая из них - 'Ашкелон в глуби веков' - это, по сути, красочный альбом, предназначенный для туристов, содержащий яркую по форме информацию о нашем городе на русском и английском языках. Эту книгу можно увидеть и прочитать на сайте Академии.
 
  
 


Вторая книга Вероники Рафаиловны называется 'Открытие Ашкелона'. С нетерпением жду момента, когда смогу прикоснуться к этим прекрасным фолиантам. 2 октября в Москве, в канун Рош а-шана, состоится творческий вечер профессора Ириной-Коган, на который я приглашён.

Но хочу вернуться к заседанию фонда исторического наследия и рассказать, что президент фонда адвокат Эли Даян,
 
  
 

который так много сделал для Ашкелона в свою бытность мэром с 1978 по 1992 год, пообещал приложить усилия и изыскать средства на резкое изменение ситуации к лучшему. У нас нет оснований ему не верить.

Только что поступило сообщение о кончине Шимона Переса. Ну что можно сказать? Ушёл великий, по самым высоким меркам, человек! Его величие никак не связано с тем фактом, что был награждён Нобелевской премией мира. Мальчик из еврейского местечка, благодаря исключительно своим качествам и огромному труду, поднялся на вершину мировой политики. Его заслуги перед Израилем столь огромны, что станут предметом изучения для многих поколений. В этом я не сомневаюсь.
 
  
 


Память о Шимоне Пересе - Семёне Перском будет действительно благословенна! Ушёл Великий человек, Великий еврей, Великий израильтянин, и с ним уходит целая Эпоха. Возможно, именно в этом факте и заключается магический смысл наступающего 5777 года!? Нет сомнения, что когда евреи Израиля и Диаспоры будут отмечать приход Нового Года, один тост, как минимум, будет поднят в честь этой великой личности и уходящей с ней Эпохи.

И по традиции я желаю всем доброго Нового Года, Шана това у метука! Шабат Шалом!