Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ГДЕ ТЫ, ЭРА МИЛОСЕРДИЯ?
 
Владимир Сандлер
 
  
 

Помните, как Михаил Михайлович Бомзе за скудным завтраком в послевоенной московской коммунальной квартире предрекал своим собеседникам скорое наступление Эры милосердия?
Этот второстепенный трагический персонаж одноимённого романа, старый еврей, потерявший всех родственников, включая погибшего в начале войны юного скрипача-сына, а следом - и жену, скончавшуюся от инфаркта, когда принесли 'похоронку' на сына, оказался, на удивление, неисправимым оптимистом.
Ну что, вспомнили?
Если ещё и остались среди читателей те, которые пока, как говорится, 'не въехали в формат' или не читали детективный роман Братьев Вайнеров, для таких упомяну о знаменитом пяти серийном телевизионном фильме, поставленном по роману "Эра милосердия" на Одесской киностудии в 1979 году, и который каждый из нас смотрел несметное количество раз.
Конечно же, я говорю о фильме 'Место встречи изменить нельзя' Станислава Говорухина. Ну вот, теперь-то, можно не сомневаться, все вспомнили этот знаковый эпизод, давший название роману.
Ну а раз мы уже заговорили об этом фильме, я обязан попросить вас встать и почтить минутой молчания память гениального человека, народного поэта, и народного артиста - Владимира Семёновича Высоцкого, 78-ю годовщину со дня рождения которого мы отметили, как всегда, в Татьянин день, 25 января.
 
  
 

Но я вспомнил об этом фильме не столько из-за Высоцкого, сколько из-за персонажа, сыгранного другим великим еврейским актёром - Зиновием Ефимовичем Гердтом. Это он потрясающе ёмко, буквально, несколькими штрихами, создал незабываемый образ, как я уже сказал выше, 'неисправимого еврейского оптимиста' Михаила Михайловича Бомзе.
Я настаиваю на этой формулировке и полагаю, что это - одна из главных национальных черт нашего народа - вера в приход Эры милосердия. С этой верой наши далёкие предки шли из египетского плена. Две тысячи лет неисправимые еврейские оптимисты, испытывая дискриминацию, лишения и погромы, неустанно молились, говоря друг другу: 'В будущем году в Иерусалиме'. Вера в Эру милосердия помогла многим из вас пережить ужасы Холокоста. Ну и, наконец, наша репатриация в Израиль. Разве не вызвана она подспудной надеждой на приход этой Эры?!
Но, увы, если евреи будут ожидать, сложа руки и надеясь лишь на высшие силы, вряд ли она вообще наступит. Как ни крути, но у нас нет другого выхода, как бороться за приход Эры милосердия. И давайте отметим, что раз за разом нам (я имею в виду решение проблем нашей общины) это по чуть-чуть удаётся. Пользователи интернета могут зайти на страницу Комитета в защиту демократии и прав человека в Фэйсбуке: facebook.com/proizvol. Можно написать по-русски 'принципы справедливости'. Там найдёте немало примеров подобного рода.

Вы помните, как в прошедшем ноябре члены Комитета приняли участие в митинге, проводившемся в Тель-Авиве по вопросу пенсий репатриантов 90-х. Многие из нас, проработав в Израиле 20 и более лет, оказываются в положении нищих. И вот на этих днях в Кнессете состоялась встреча представителей инициативной группы с членом Кнессета от партии 'Кулану', председателем парламентской подкомиссии по вопросам статуса пожилых людей Тали Плосковой.

Наш Комитет на встрече в Кнессете представляли Лилия Кокет и автор этих строк. Наша позиция, которая была мною озвучена, заключается в следующем.
Алия 90-х из стран бывшего СССР, позволила Израилю совершить беспрецедентный скачок во всех сферах экономики и культуры. Многие из нас, пережив лишения, связанные как с безденежьем, отсутствием достойного жилья, так и с потерей социального статуса, в абсолютно незнакомой среде, и без знания языка, на протяжении более 20 лет трудились с огромным напряжением физических и духовных сил. Теперь же, спустя 20-25 лет, достигнув пенсионного возраста, эти люди оказываются в унизительно нищенском положении.
 
  
 

Такая ситуация - это стыд и позор для еврейского государства, которое обязано изменить своё законодательство, установив нижнюю черту размера пособия по старости для этой группы населения, сопоставимую с уровнем минимальной зарплаты. Резервы бюджета в нашем государстве для подобного решения проблемы можно изыскать. Это ещё один пример, когда наш парламент обязан проявить милосердие по отношению к определённой группе граждан страны.

В реальной жизни чего только не бывает, и иногда обстоятельства складываются так, что человек оказывается в ситуации практически безвыходной, ну прямо как в известной пьесе А. Островского "Без вины виноватые".
Житель Ашкелона Юрий Флейдерович, бывший музыкант, скрипач, потерял возможность заниматься своей профессией по причине болезни рук, возникшей вследствие тяжёлой работы на плантациях. Семейная жизнь его также не сложилась, жена ушла. Проблемы финансовые усугубились проблемами со здоровьем, он перенёс инфаркт. Подобно пословице, гласящей, что беда не приходит одна, горе коснулось его родителей, проживавших в амигуровской квартире. Последние годы Юрий проживал в их квартире и, как мог, ухаживал за онкологическими больными. Один за другим родители покинули этот мир. После смерти отца, последовавшей в мае прошлого года, Юрий получил предписание освободить квартиру. Парадокс ситуации заключается в том, что, если бы Юрий не был прописан в квартире, а был бы формально бомжем, он бы получил право на получение социального жилья. А поскольку он проживает в квартире из общественного фонда (на которую он не имеет формального права), министерство строительства не признаёт его нуждающимся в жилье.
В этой безвыходной ситуации Юрий даже не имеет возможности воспользоваться услугами бесплатного адвоката. Он обратился за помощью в наш Комитет. После многочисленных консультаций в различных инстанциях выяснилось, что Юрий может рассчитывать исключительно на акты милосердия, поскольку нет шансов выиграть дело на юридических основаниях. Первое из подобных гуманных деяний совершил известный адвокат Ави Аяш, вызвавшись безвозмездно подготовить для Юрия "ктав агана" (защитное письмо), стоимость которого обычно составляет порядка 5 тыс. шек.
 
  
 

А первого февраля в 9:30 состоится заседание Ашдодского мирового суда по иску компании Амигур к Юрию Флейдеровичу о выселении его из квартиры. И я обращаюсь к вам, уважаемые читатели, совершить со своей стороны гуманный акт: прибыть на это заседание и поддержать Юрия морально. Ведь в данной ситуации только суд способен решить вопрос в пользу ответчика, причём руководствуясь исключительно принципами милосердия!

В продолжение темы милосердия хотелось бы отметить факт, согласно которому израильская полиция проверяет версию об искусной фабрикации дел против руководителей ашкелонской мэрии их политическими противниками. Огромное большинство жителей Ашкелона поддерживают Итамара Шимони, своего энергичного мэра, который, по их мнению, вступил в схватку с коррупцией в муниципалитете и с криминалом в городе.

Шабат Шалом!