Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ОБ ИУДАИЗМЕ И О ДИАЛЕКТИКЕ
 
Владимир Сандлер

 
  
 


Напомню, что в предыдущем выпуске я начал рассказывать, по вашим просьбам, о моей беседе с ортодоксальным израильским раввином, который после услышанного, признал меня за истинного каббалиста. Я же свою философскую концепцию, именую 'диалектическим иудаизмом'

Итак, с вашего позволения, продолжим. Для начала, представим себе, что мы находимся среди древнего народа, достаточно продвинутого, чтобы построить укреплённый крепостной стеной город. Ну хотя бы такой, как древний Ашкелон, где городской люд после праведных трудов собирается в толпы возле изваяний различных идолов.
Люди возносят к подобным статуям молитвы, приносят своих первенцев в жертву... Давайте спросим себя, все ли члены городской общины ведут себя и мыслят одинаково? Нет ли среди публики так называемых диссидентов, т.е. инакомыслящих? Не торопитесь ответить, подумайте хорошенько. Вспомните, хотя бы, школу, где вы когда-то учились. Все ли учащиеся учились одинаково хорошо? Вспомнили? Оказывается, отлично учились лишь единицы. Способные ребята, творческие личности - это всегда 'товар штучный'.
Основная масса учеников выдающимися успехами похвастаться не могла. Зато они готовы подчиняться приказу свыше. Для них легче выполнять указание, чем задуматься о его целесообразности.
Наши рассуждения - это аргумент за то, что среди общины могут возникнуть несогласные с общим порядком. А тот факт, и это из истории известно, что время от времени возникали новые религии - это уже логически-математическое доказательство нашего предположения.
Итак, мы доказали, что в одном из городов мог появиться человек, который убеждён, что поклонение идолам и принесение жертв - это ничем не оправданная глупость. Он отрицает принятую в том обществе религию, а значит, говоря по-гречески, он - атеист.
Этот человек, назовём его Абрам, очень переживает за невинно убиенных младенцев. Более того, он анализирует ситуацию и убеждается, что принесённые жертвы и молитвы, обращённые к изваяниям, к идолам, не спасли людей от болезней, страданий и прочих бед. Абрам пытается объяснить свои мысли и выводы согражданам, но те его не слушают. Можно пофантазировать и представить себе модель диалога между Абрамом и апологетом язычества. Абрам говорит: 'Всё, что вы делаете - поклоняетесь идолам, приносите жертвы - это всё бессмыслица, ерунда!' Оппонент спрашивает Абрама: 'Откуда ты это знаешь? Кто тебе сказал?' Абрам: 'Я так думаю!' Оппонент: 'Ну, ты так думаешь, а я думаю иначе. Смотри, все думают так же, как и я. И мои предки делали так же, и меня научили так делать. И вообще, таких, как я - много, а ты - один!' Абраму не удалось сделать оппонента своим единомышленником, у его аргументов нет достаточной доказательной базы. Абрам удручён своим бессилием. Он пытается говорить с другими, но результат тот же. Так продолжается долго. Очень долго. Абрам в депрессии. Он всё время думает о происходящем. Особенно - когда наблюдает эти варварские убийства - жертвоприношения.
И тут я хочу напомнить вам об известном многим факте, как говорится, совсем из другой 'оперы'. Напомню о Дмитрие Ивановиче Менделееве и о его 'Периодической системе элементов'. Помните, эта таблицу Менделеев увидел во сне! И это после многолетних попыток и мучений, связанных с поиском какой-либо логической системы. Его мозг был как бы запрограммирован для научного открытия. И однажды во сне он увидел то, что сделало этого любителя создавать чемоданы знаменитым на весь мир, и его имя навечно вписано в анналы истории науки и цивилизации! Логично предположить, что с нашим Абрамом произошло нечто подобное. Вот как это, возможно, случилось. Однажды во сне Абрам слышит голос свыше.
 
  
 
На вопрос: кто ты, голос отвечает: 'Это я, Создатель. Это я создал этот мир. Всё, что ты видишь вокруг: небо, звёзды, солнце, луну, землю, всё сущее - это я сотворил. Ты прав, никаких идолов нет! Люди глупы и безумны. Ты никогда не сможешь убедить их в своей правоте. Есть лишь один шанс, если ты сошлёшься на меня, на некую высшую силу, которая является первопричиной существования этого мира, всей вселенной. И когда тебя будут спрашивать, кто тебе сказал? Сошлись не меня'. Абрам проснулся весь в поту.
Что это было? Сон или явь? Не имеет значения, подумал Абрам. Ведь любую вещь, любой предмет кто-то сделал, кто-то сотворил. И если представить весь мир, всю вселенную, как единую вещь, то Творец вселенной - и есть Всевышний. Это философско-математическое определение. Подобно тому, как есть, например, определение функции или, например, интеграла. Их никто и никогда не видел. Это абстракция! Это нужно понять раз и навсегда - как некую абстрактную истину. В это не нужно верить, это надо понимать, знать. Знание на иврите - Йеда, а теория или религия, основанная на знании - Йеадут. Итак, повторим: нет никаких идолов, а есть только он - Творец, Создатель (на иврите - борэ) , Всевышний (на иврите - элоим), а-Шем (на иврите - имя), Благословен Господь (на иврите - барух адонай), сокращенно Б-Г.
Тот, кто всё это понял, он "авар", т.е. перешёл от идолопоклонства, от язычества, от слепой веры в идолов - к Знанию, к иудаизму. Значит он какой? На вопрос 'какой?', как известно, отвечает имя прилагательное, вернее - причастие совершенного вида мужского рода. От глагола 'авар' (перешёл) причастие - 'иври', т.е. перешедший, а в русской лексике - еврей. Кстати, причастие женского рода - 'иврит'. По такому же типу называются на иврите любые языки - в форме прилагательного женского рода: русит, англит, германит, украинит и т.д.
Иными словами, 'Иври' (еврей) - это человек, перешедший от веры в идолов к пониманию, что никакие идолы ничего не решают, а реально влияет исключительно некая высшая сила, которая создала всё, что нас окружает. Говоря научно, еврей - это человек, который принял иудаизм в качестве основы своего мировоззрения, своей философской системы. Этого человека, с полным на то основанием, можно называть на иврите йеуди, т.е. приверженец иудаизма. Этот термин в различных языковых средах звучит по-разному. На идиш - аид, на немецком - юдэ, на английском - джуд, на французском или на польском - жид и т.д.
На иврите религия называется 'дат' - это древнеперсидское слово, смысл которого примерно тот же, что и в родственном английском слове 'data' - т.е. количество информации, или знание, а совсем не вера!

Кто такой Авраам?

Легенда об Аврааме содержит рассказ о том, как якобы Всевышний пообещал Абраму, что если тот примет идею иудаизма, то он станет именоваться Авраам, поскольку станет отцом народа. Ведь слово 'ам' в семитских языках, включая иврит, означает народ. А теперь давайте вспомним, что слово 'авар' - означает 'перешёл'. И если мы соединим эти два слова вместе - 'авар+ам', т.е. 'народ перешёл', получится нечто созвучное имени Авраам! Поэтому это имя в библейской легенде выбрано совсем не случайно, как, впрочем, и другие имена, о которых шла речь ранее. Сразу предвижу критику со стороны грамотных, продвинутых оппонентов. Они в клочья разобьют мою теорию, обоснованно заявив, что слово 'авар' пишется на иврите через букву 'айн', а имя Авраам пишется через букву 'алеф'. Но, господа, вспомните, что в те незапамятные времена, про которые рассказывается в библейской легенде, не было - не только ивритской грамматики, не было даже письменности. Были лишь устные повествования на древних языках - предчетях арамейского и иврита. С другой стороны, в иврите немало примеров чередования букв 'алеф' и 'айн'.
Аналогичным рассуждением можно усилить нашу высказанную выше гипотезу о том, что в основе понятия 'иудаизм' (йеадут, яадут - так можно, используя буквы русского алфавита, записать звучание - транскрипцию - ивритского термина) лежит слово 'йеда' т.е. знание. Замечу, что весьма вероятно предположить, что от этого же ивритского (вернее - семитского) слова произошли и международные термины 'идея' и 'идеал'.
Шабат Шалом!