Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ФАКТЫ И МЫСЛИ 20.12.13
 
 
  
 

Владимир Сандлер


Одна из последних новостей, пришедшая к нам из Германии, а точнее - Баварии гласит о том, что Адольф Гитлер до настоящего времени являлся почетным гражданином города Дитрамесцелля. Правда, местные СМИ считают данный факт курьёзом, поскольку лишь случайно в городском архиве была обнаружена резолюция от 1933 года о присуждении главному идиологу нацизма соответствующего статуса. Тут же местный городской совет единогласно проголосовал за отмену решения 80-летней давности. А вот в нашем Ашкелоне другой почётный гражданин - доктор Михаэль Лави празднует в эти дни своё 100-летие! Родившись в Чехословакии, в период 2-й мировой войны он воевал сначала в составе созданной на территории СССР Бригады, а потом - в Красной армии. В 1949 году д-р Лави репатриировался в Израиль, в качестве военного врача дослужился до звания подполковника, а в 1961 году стал главным врачом создаваемой в Ашкелоне больницы Барзилай.
 
  
 

Он бессменно руководил больницей до 1979 года, когда вышел на пенсию, после чего занимал немало общественных должностей в системе здравоохранения. В знаменательный день 100-го юбилея почётного ашкелонца чествовали в коллективе когда-то созданной им больницы, где в числе многих гостей юбиляра поздравил мэр города Итамар Шимони, пожелавший ему прожить намного дольше 120 лет.
Среди других событий, важных, на мой взгляд для ашкелонцев, хотелось бы отметить утверждение городским советом назначения Хаима Софера на должность генерального директора муниципалитета. При обсуждении его кандидатуры бывший мэр Бени Вакнин сказал, что несмотря на то, что высоко оценивает многочисленные достоинства Хаима, будет голосовать против его назначения, поскольку кандидат не обладает опытом работы в муниципальных структурах. Следом за Вакниным выступил Борис Манор. Он сказал, что если Хаим Софер в 18-летнем возрасте сумел получить академическую степень по математике, то нет никаких сомнений, что тот в свои 45 лет сумеет освоить необходимый материал для эффективного руководства муниципалитетом за считанные недели. После этой фразы голосование за кандидатуру Софера сопровождалось бурными аплодисментами депутатов и гостей, присутствующих на заседании. Таким образом, эра Авраама Бен Давида, занимавшего эту должность более 30 лет, закончилась. Остаётся надеяться, что эти перемены окажутся на пользу города и его жителей. Вообще, из кругов, близких к городской администрации, доносятся отзывы о резких изменениях в тамошних коридорах, некоторые даже сравнивают нашего мэра с Петром первым, стригшем бороды у бояр. Говорят, что прошумевшая над нами погодная буря 'Алекса' - предвестница бури иной. Опубликованное изменение порядка записи детей в школы и детские учреждения, по-видимому, - первая ласточка грядущих реформ.
А контрастом бурной зимней погоде оказался очередной концерт музыкальной классики, состоявшийся 16 декабря в зале Дворца культуры. 'Симха элоит' (божественная радость) так именовалась эта встреча с Израильской камератой из Иерусалима. В этот вечер правил бал великолепный китайский музыкант Шу-Цонг, проявивший себя и как высочайшего уровня пианист и столь же незаурядный дирижёр. Шу-Цонг (заметьте, как музыкально звучит это имя!) - художественный руководитель Шанхайского филармонического оркестра, главный дирижёр оркестра национальной консерватории Италии (я называю лишь некоторые его должности), а с этого года - музыкальный директор симфонического оркестра Хайфы. Я читал интервью Шу-Цонга, опубликованное в главной газете израильского бизнеса 'Глобс'. На вопрос, какие цели он преследует, приехав в Хайфу, музыкант ответил, что он планирует поднять уровень этого оркестра до высочайшего международного. Первое отделение концерта открылось исполнением 9-го концерта Моцарта для фортепиано с оркестром. Непривычная картина, когда солирующий рояль расположен по центру сцены так, что пианист сидит спиной к залу. Пианист, парящий над оркестром подобно жар-птице, но он же - дирижёр оркестра. Полёты фантазии гениального молодого романтика 18-го века завораживают. Особо потрясает пианистическая техника, вытягивающая из инструмента легчайшие трели, переходящие в замирания-паузы. Финал. Зал взрывается громом аплодисментов. Оркестр уходит, пианист исполняет на бис пьесу Де-Бюсси. Талант пианиста раскрывается в полноте своей, вызывая восторг публики, понимающей нюансы настроения композитора-импрессиониста. А потом на сцену выходит стройная брюнетка-красавица, и на слушателей выливаются под аккомпанимент гениального контцертмейстера волшебные волны хорошо поставленного сопрано. Звучат песни одного из последних австрийских романтиков конца 19-го - начала 20-го веков Густава Малера. Поёт солистка израильской оперы Ира Бертман. Накануне мне сказали, что эта замечательная певица - родственница нашего земляка, ашкелонца Михаила Лайнванда, прекрасного музыканта-подвижника и человека, к которому я, как, впрочем, и к его супруге Фаине, отношусь с глубоким почтением. В антракте мне удалось побеседовать с Ирой, взять у нее экслюзивное интервью для читателей РиФа и сайта Ашкелон.ру.
 
  
 
Оказалось, Ира, живя в Риге, не собиралась становиться музыкантом, певицей. Она закончила педагогический ВУЗ и хотела посвятить себя этой самой гуманной профессии. Уже в Израиле, обучаясь в кибуцном ульпане, ей посоветовали пойти учиться вокалу. Далее - шесть лет учёбы в Иерусалимской музыкальной академии и прекрасная карьера солистки Израильской оперы. Главные роли, неизменный успех, гастроли... Во втором отделении исполнялась симфония ? 4 Густава Малера. Это поистине шедевр, волшебный и чарующий. Рояль стоит в глубине сцены, всего лишь как один из инструментов оркестра. Зато в последней части солирует голос - сопрано в исполнении очаровательной Иры Бертман. Действительно - божественная радость, лучше не скажешь.
Шабат Шалом!