Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Всегда ли праздник - это радость? (Опубликовано в журнале РИФ 20.04.12)

 
 
  
 

Владимир Сандлер

Безусловно, главные события, как говорится, за отчетный период, были связаны с предпраздничной суетой и собственно пасхальной неделей. Как-никак, Песах символизирует великий Исход еврейского народа из египетского рабства, символизирует обретение людьми свободы. При этом речь идет о свободе не столько физической, сколько духовной, за которую платили и платят зачастую самую высокую цену. Вытравить из себя психологию рабства - задача отнюдь не простая. Не случайно Моше (он же Моисей - у христиан, он же Муса - у мусульман) водил свой народ по пустыне 40 лет, прежде чем привести его в эту самую Обетованную Землю. Сменились два поколения, а сколько было трагедий, гибелей родных и близких... Невероятно тяжелую цену заплатили люди за ту древнюю революцию, тот исторический скачок, включающий и дарование торы, изменивший ход мировой истории и легший в основу нынешней цивилизации.
И, конечно же, как всегда, напрашиваются аналогии с нынешней эпохой, с нами, так называемыми репатриантами, начавшими два десятилетия тому назад свой Исход из прекрасной и огромной страны, но при этом из жуткой тоталитарной системы, наложившей на всех нас свой тяжелый отпечаток. Следуя исторической аналогии, можно попытаться переосмыслить философски двадцать прошедших лет, взглянуть несколько иначе на многочисленные беды и трагедии, произошедшие в разных семьях наших друзей и знакомых. Будем надеяться, что пройдут еще два десятилетия, и процесс абсорбции 'Алии 90-х' благополучно завершится к радости наших потомков.
Однако, меня, как обычно, тянет на поэзию. В данном случае я кощунственно перефразировал строчку из известной песенки о лете на стихи, между прочим, если и не великого, то большого поэта - Арсения Тарковского: 'Вот и Песах прошел, словно и не бывало...' И мы вступили в период так называемого Омера. Как известно, отсчет Омера составляет 49 дней. Он начинается в первый день Песаха и заканчивается праздником Шавуот. На этом пути нас ожидают несколько важных для евреев и Израиля дат. 27-го Нисана (в этом году - 19 апреля) - День памяти жертв Холокоста и еврейского героизма. Эта дата выпадает на 12-й день Омера. 3-го Ияра (25 апреля) или 18-й день Омера - День памяти солдат, погибших за свободу Израиля. 4-го Ияра (26 апреля), или 19-й день Омера - День Независимости Израиля. Конечно же, пользуясь случаем, я заранее поздравляю всех читателей с этим замечательным праздником, традиционно пахнущим дымком мангалов! Но заговорив о запахе дыма, я хочу перейти сразу к 18 Ияра или 33-му дню Омера (Лаг ба-Омер), который выпадает в этом году на вечер 9 Мая, в традиционный для нас День Победы. И вот почему. Около тысячи семьсот лет назад в этот день над могилой знаменитого кабаллиста и автора книги 'Зоар' Шимона Бар Иохая, похороненного на горе Мерон рядом с Цфатом, вознесся столб огня. С той поры возникла традиция в память об этом событии жечь костры. Замечательная традиция, все бы хорошо, но вот в прошлом году ашкелонский муниципалитет решил упорядочить процесс разжигания костров, отведя под это дело конкретные места, в том числе рядом с хостелем для пожилых людей 'Неве Дкалим'. Жители прилегающих домов по улице Амишав развели огромный костер под недавно пересаженным работниками муниципалитета красивым деревом, прямо напротив центрального входа в хостель. Несмотря на просьбы и увещевания пожилых и больных людей перенести костер метров на 20 в сторону поля, где ветер относил бы дым от окон здания, агрессивно настроенные соседи не сдвинулись с места, мотивируя свое поведение решением муниципалитета. В результате все здание на протяжении вечера и ночи было обволочено дымом, пожилые люди страдали, назавтра многие из них были вынуждены обращаться к врачам. Крона замечательного дерева была варварски сожжена, и до сих пор, вот уже год, оно болеет. На жалобу, посланную в муниципалитет, спустя несколько месяцев, был получен формальный и невразумительный ответ, напоминающий дешевое нравоучение, подписанный депутатом горсовета Йорамом Шефером. Хотелось бы надеяться, что подобное варварство в этом году не повторится.
И еще. Вот краткая история, причем, довольно типичная. Недавняя репатриантка из Москвы, одинокая пенсионерка, три года назад получила от компании 'Безек бейнлеуми' требование оплатить около 600 шекелей за услуги Интернета, которые она не заказывала. То есть Интернет-то у нее есть, но совсем от другого провайдера - от компании 'Барак 013', которому она давно и исправно платит. Услугами компании 'Безек бейнлеуми' Нина пользовалась только для телефонных разговоров с Россией. Нина женщина достаточно боевая и неисправимая оптимистка. Она была уверена, что даже без знания иврита сможет легко доказать работникам компании, что произошло недоразумение. Куда только она не ездила, с кем только не говорила, с помощью разных волонтеров от общественных организаций писала и рассылала письма. Тем временем, сумма претензий за якобы ее долг постоянно росла и превысила 2000 шекелей. Потом пришло решение судебного исполнительства о наложении ареста на ее банковский счет. Ей разъяснили, что без адвоката тут не обойтись. Вновь Нина бегала по инстанциям, по бюрократам. Подала просьбу на бесплатного адвоката в государственную контору 'Сиуа мишпати', через переводчиков, компетентность которых, по-видимому, была сомнительна, общалась с представителем этой конторы. В итоге получила отказ. Тем временем, сроки подачи апелляции на судебное решение истекли. Нина обратилась к нам - в 'Комитет защиты демократии и прав человека'. Я посоветовал и помог ей обратиться в ведомство Госконтролера. На днях оттуда получен ответ, подтверждающий сложность создавшейся ситуации, положительный исход которой юридическим путем практически почти невозможен по формальным причинам. В качестве совета для других, оказавшихся в подобной ситуации, могу порекомендовать изыскать возможность оплатить первоначально предъявленную к оплате сумму, несмотря на очевидную для вас ее абсурдность, после чего обратиться к нам в Комитет за помощью по возврату денег. Шабат Шалом.