Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ТЕАТР, МУЗЫКА И РЕСТОРАН
 
Владимир Сандлер
 
  
 

Театральный спектакль в Ашкелоне - это всегда событие. Как правило, в таких случаях, в зале местного Дворца культуры, как говорится, яблоку негде упасть. Так было и на этот раз. Аншлаг. Труппа Камерного театра из Тель-Авива давала спектакль по пьесе израильского классика современности Ханоха Левина. Название пьесы весьма декларативно 'Кулям роцим лихьёт', что означает по-русски: 'Каждый хочет жить'. Я не отношу себя к большим театралам и тем более к знатокам специфической израильской драматургии. Тем не менее, об авторе пьесы я кое-что слышал. А накануне спектакля, насколько было возможно, прочитал немало материалов как о самом Ханохе Левине, так и о его творчестве. Он родился в Тель-Авиве в конце 1943 года в религиозной хасидской семье раввинов. Его родители переехали на Святую землю в 1935 году из польского города Лодзь. Естественно, что Ханох учился в религиозной школе, но рано оставшись без отца, был вынужден пойти работать, перейдя в вечернюю школу. Параллельно занимался на театральных курсах. После службы в армии Ханох поступил в Тель-авивский университет, где изучал философию и литературу. С конца 1960-х годов имя Ханоха Левина стало популярным - после публикации им стихов, рассказов и пьес в израильской прессе. Более того, отдельные его произведения получали призы в различных конкурсах. А его пьесы ставились на сценах израильских театров. Следует сказать, что практически весь яркий творческий путь Ханоха до его преждевременной кончины в августе 1999 года сопровождал ореол скандальности. Провокационными были не только сюжеты, но и названия его произведений: 'Горбун находит проститутку', 'Мир подхалимов', 'Рабочая страсть', 'Великая вавилонская блудница' и пр. Пресса и театральная критика не раз ругала автора за излишне откровенные сцены, граничащие с вульгарностью. Ещё в период учёбы в университете Ханох Левин был известен как активист коммунистического движения. Спектакль, о котором я начал рассказывать, был впервые поставлен в Камерном театре самим автором 30 лет назад. А в прошлом году прошла премьера новой версии постановки, которую осуществил режиссёр Уди Бен Моше и которая вызвала, скажем так, неоднозначные оценки публики и критики. Ну вот, теперь вы представляете, с каким интересом я шёл в тот вечер в театр? Что же я увидел на сцене? Гротесковую пьесу с претензией на философичность и комедийность одновременно. Актёрский профессионализм, включающий совершенную дикцию, а также бег и прыжки по наклонной плоскости, обращённой к залу, на которой проходит всё действие спектакля. Скажу по секрету, меня так и подмывало высказать вслух известный афоризм из обожаемого мною Козьмы Пруткова: "Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!" Полуцирковые кульбиты участников театрального шоу с переодеваниями под примитивный мелодично-музыкальный аккомпанемент и столь же несовершенный групповой вокал. Среди участников спектакля особое отношение публики, как бы, по сыновьи трогательное, вызывала к себе пара 90-летних актёров, игравших родителей главного героя - барона Позны. К нему явился ангел смерти, чтобы забрать его к себе. Но по причине глупой ошибки некоего разгильдяя, недоучки-служащего из небесной канцелярии, он получил шанс продлить своё пребывание в этом безумном мире при условии, что найдёт себе замену. Тот писарь-чиновник написал фамилию героя - Поцна вместо Позна. Одесситы и знающие идиш хотя бы 'абисела' здесь улыбнутся. Но это не самый сильный и далеко не единственный вульгаризм на грани с пошлостью в этой весьма своеобразной пьесе.

 
  
 


В конце представления зал аплодировал, занавес поднимался и опускался, актёры кланялись. Многие зрители, я наблюдал, особенно женщины, выходили из зала, потупив взоры в пол - вероятно, по причине иного воспитания... Мне же показалось, что ошибка писаря в написании документа - весьма актуальная тема для современных израильских бюрократов, по крайней мере, для ашкелонских. Впрочем, они в театр практически вообще не ходят: по словам Милы Беккер, 90% публики на этом спектакле, который идёт на иврите (титры - на русском), - русскоязычные ашкелонцы!
А ещё я в эти дни был приглашён вместе с Давидом Бен Авраамом на торжественное открытие - "презентацию с дегустацией" нового бара-ресторана 'Love-bar'. Главная особенность этого интересного заведения, расположенного в одноэтажном строении в непосредственной близости от здания 'Мисрэдей а-мемшала' - на улице Каценельсон - его музыкальность. Старое здание превращено, благодаря идеям хозяев, современному дизайну и совершенному исполнению, в некую аттракцию, которую не встретишь не только в Ашкелоне. Блюда, предложенные на дегустацию, были вкусными и оригинальными. Но главное - не в этом. Уже при входе у стойки бара бросается в глаза большой белый рояль - своеобразный символ европейской музыкальной культуры. Пройдя насквозь через помещение, вы попадаете в покрытый огромным тентом внутренний двор, на противоположном конце которого построена сцена с соответствующим современным оборудованием. По периметру - столики, а в центре - танцевальная площадка. И еще: обслуживающий персонал, включая официанток - музыканты и певцы. Хозяин этого музыкально-концертного бара-ресторана - Моше Лавер - в прошлом был директором ашкелонской консерватории, а его симпатичная супруга - Симона - также музыкант. Симона оказала нам с Давидом честь, сфотографировавшись на память.

 
  
 

Хочется от всей души пожелать этому ресторану процветания на благо жителей города. А самих ашкелонцев я с удовольствием приглашаю посетить музыкальный ресторан. Приходите вместе со своими семьями и гостями из других городов.
Шабат Шалом!