Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Факты и мысли 15.02.13
 
Владимир Сандлер
 
  
 


После выборов нового состава Кнессета наступило в нашей стране самое настоящее "Смутное время". Правительство пока не сформировано, более того, перспективы его создания до сих пор не очень-то ясны. Зияющая дыра в госбюджете, нерадостные перспективы сокращения социальных программ и пособий, и всё это - на фоне затянувшегося глобального экономического кризиса и объявленной всенародно отставки легендарного Стенли Фишера с поста управляющего госбанком Израиля. Грядущий через месяц визит американского президента создаёт дополнительную интригу неопределённости. И ещё, добавьте ко всему этому беспрецедентную за последние 6 веков ситуацию с отречением от престола Римского Папы - Бенедикта 16-го. А на подступах - традиционно самые бурные в Израиле дни, связанные с выборами в местные органы власти. Для такого периода термина лучшего, чем "Смутное время" вряд ли найдешь. Заниматься в такой период предсказаниями - дело пустое. Мало того, что оно, как говорится, неблагодарное, так ещё ненароком можно по неосторожности нажить себе врагов, причём, не дай Б-г, из числа будущих победителей.
Чтобы сохранить душевное здоровье и ясность ума в такой период, лучшее средство - пойти на концерт классической музыки. Благо, в Ашкелоне есть такая возможность. Прекрасный по акустическим свойствам концертный зал позволяет без ощущения провинциальной ущербности принимать лучших музыкантов не только Израиля, но и мира. На этот раз руководители ашкелонской "филармонии" (назову их так по аналогии с терминологией страны нашего исхода) Мила Беккер и Ротем Адут порадовали зрителей замечательной программой, составленной из шедевров европейского романтизма 19-го столетия. Великолепные музыканты Израильского камерного оркестра из Тель-Авива под управлением художественного руководителя этого коллектива - австрийского дирижёра венецианского происхождения Роберто Патерностро показали в этот вечер замечательную программу. Но сначала - о дирижёре. Чтобы составить представление об уровне этого известного в мире музыканта, достаточно упомянуть, что он в начале своей карьеры - около 40 лет назад - ассистировал в Берлине великому Герберту фон Караяну. В последующие годы Роберто осуществлял самые грандиозные проекты в крупнейших музыкальных центрах Европы и Америки, включая постановку произведений оперных и хоровых гигантов, таких как Рихард Вагнер или Густав Малер.
 
  
 

Концерт начался исполнением потрясающей по красоте и мелодичности симфонической увертюры Феликса Мендельсона "Фингалова пещера". Волшебник-дирижёр, абсолютно точно интонируя, извлекал из оркестра божественные звуки, рисующие в воображении слушателей видения покрытого вековыми деревьями гористого шотландского острова, вдохновившие когда-то молодого композитора на создание этого музыкального шедевра.
Не успела публика опомниться от пережитого восторга, вылившегося в гром аплодисментов, как на сцену выкатили королевский 'Стейнвей' - прекрасный рояль, к которому присела обладающая совершенными формами обворожительная молодая брюнетка - Мартина Филижак, приехавшая к нам из столицы Хорватии - Загреба. Исполнялся концерт для фортепиано с оркестром Роберта Шумана. Полилась музыка.
 
  
 
Пианистка мощно заявила о себе удивительно красивыми движениями не только рук, но и всего наполненного эмоциями тела. Под влиянием происходящего на сцене в моем сознании вдруг возникла, подобно некоему призраку из далекой уже юности, красивая фигура пианиста Дмитрия Башкирова. Тогда он, будучи доцентом московской консерватории, давал в Куйбышеве мастер-класс по произведениям одного из своих любимых композиторов - Шумана. Придя домой после концерта, я залез в интернет, чтобы больше узнать о Мартине, этой яркой, но незнакомой ранее мне пианистке. И вдруг - новое потрясение. Оказывается, Мартина брала уроки по Шуману у того самого Дмитрия Башкирова, профессора и народного артиста РСФСР. 'С 1991 года он является профессором Высшей музыкальной школы им. Королевы Софии в Мадриде, регулярно выступает с концертами и участвует в фортепианных конкурсах в качестве судьи. Постоянно проводит международные мастер-классы в Парижской Национальной консерватории, летней школе 'Моцартеум' в Зальцбурге, Академии им. Я.Сибелиуса в Хельсинки, Доме музыки в Санкт-Петербурге'. (Цитата из Википедии - В.С.). Заодно я узнал, что Мартину Филижак специалисты считают одним из наиболее ярких открытий музыкального мирового олимпа последних лет. Она является победительницей самых престижных музыкальных конкурсов. Расскажу и о небольшом казусе. Как это нередко случается в Ашкелоне, когда на концерты музыкальной классики приходит публика недостаточно подготовленная, люди стали хлопать в ладоши в паузе между частями концерта. Это не принято, мешает музыкантам, а, кроме всего прочего, пауза является частью замысла композитора и несёт в себе определённую идейную и эстетическую нагрузку. Не растерявшись, Мартина вдруг повернулась к залу и с обаятельной улыбкой стала аплодировать зрителям.
Второе отделение началось исполнением фортепианной Баллады Фредерика Шопена. Мартина была восхитительна.
 
  
 
Её игра на этот раз навеяла мне отрывок из стихотворения, вернее песни 'Пианист' любимого мною Александра Дольского:

Вошел он в комнату ко мне
и сел к роялю.
и с гор потоками камней
прелюд роняет.

Вот на басах зеленый тон
проснулся в роще.
и стал пейзаж со всех сторон
ясней и проще.

Кузнечиками быстрых нот
под солнцем скачет.
В речной волне водоворот
звенит и плачет...

Шквал аплодисментов, цветы... Растроганная восторженным приемом пианистка покидает сцену, впрочем, как и 'Стейнвей'. Музыканты оркестра подстраивают инструменты, дирижёр поднимается на подиум... Начинается волшебное действо: звучит четырехчастная знаменитая симфония Йозефа Гайдна, известная под именем 'С тремоло - литавры'. Медленное вступление открывается тремоло солирующей литавры, и говорят, что этот первый звук настолько поразил слушателей на премьере, состоявшейся в Лондоне в 1795 году, что дал название всему произведению. Меня лично в этом произведении более всего поражают диалоги солирующих инструментов. Особенно тронули мою душу соло на скрипке и на барабанах. А какие эмоции на лицах участников волшебного действа! Но рассказывать о музыке прозой - дело неблагодарное, это надо слышать и видеть.
 
  
 


Шабат Шалом и с наступающим праздником Пурим!