Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ФАКТЫ И МЫСЛИ 25.09.13
 
Владимир Сандлер
 
  
 

Великий еврейский актёр и режиссер, руководитель Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ), председатель Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) Соломон Михоэлс был убит во время поездки в Минск в ночь с 12 на 13 января 1948 года по личному указанию Сталина. Тогда же в советской печати была распространена официальная версия - якобы произошёл несчастный случай, Михоэлс сбит грузовиком. Вскоре организаторы и исполнители убийства - генералы и офицеры МГБ секретным указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены боевыми орденами. С этого варварского убийства фактически началась беспрецедентная антисемитская кампания, инициированная отцом народов. Своего апогея травля советских евреев достигла к началу 1953 года, во время 'дела врачей'. Одним из главных фигурантов этого процесса был двоюродный брат Михоэлса военный врач М. С. Вовси. Да и сам Михоэлс был посмертно объявлен в газете 'Правда' участником заговора врачей-вредителей. Из аппарата ЦК поступило указание изъять из библиотек все книги и альбомы о Михоэлсе. Смерть тирана, последовавшая 5 марта, не позволила осуществиться всем его коварным антисемитским замыслам, 'врачи-убийцы' были реабилитированы, но закрытый еврейский театр восстановлен не был. Уже 6 апреля, два дня спустя после сообщения о реабилитации по 'делу врачей', в 'Правде' была опубликована передовая статья, в которой сообщалось, что следствием по делу врачей руководил Рюмин, 'ныне арестованный'. В статье говорилось: 'Презренные авантюристы типа Рюмина сфабрикованным ими следственным делом пытались разжечь в советском обществе, спаянном морально-политическим единством, идеями пролетарского интернационализма, глубоко чуждые социалистической идеологии чувства национальной вражды. В этих провокационных целях они не останавливались перед клеветой на советских людей. Тщательной проверкой установлено, что таким образом был оклеветан честный общественный деятель Народный артист СССР Михоэлс'. Впрочем, ещё долгие годы имя Соломона Михоэлса, было фактически почти предано забвению. Но вот на пике 'Перестройки' 12 февраля 1989 года в Москве создаётся Международный культурный центр его имени. Инициатором создания Центра и его директором стал талантливый композитор Михаил Глуз. За 25 лет своего существования Центр Михоэлса организовал и провел более 600 культурных программ и проектов, среди которых Московский международный фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса, Международный общественно-культурный марафон "Из России с Любовью", и другие. Наконец, 29 января 2013 года в концертном зале ЮНЕСКО в Париже с триумфом прошёл Гала-концерт открытия проекта 'Культура без границ', посвященный 25-летию Центра. Затем эта программа была показана в крупнейших залах Берлина, Праги, Бухареста, Братиславы, Вашингтона, Нью-Йорка, Монреаля, Оттавы, Торонто. И вот, 22 сентября в переполненном зале ашкелонского Дворца культуры с огромным успехом прошла израильская презентация проекта.
И тут я хотел бы остановиться на факте, о котором мало кто знает. Дело в том, что проведение этого культурного события в Ашкелоне буквально до последнего момента находилось под угрозой срыва. Закулисные политические интересанты, максимально используя административные ресурсы, приложили все силы для того, чтобы сорвать премьеру проекта. Ведь инициатива проведения концерта исходила от их конкурентов по предстоящим через месяц муниципальным выборам. В этих условиях с наилучшей стороны проявили себя Алик Солтанович, Борис Манор, Давид Бен Авраам, адвокат Игорь Иоффе и другие члены списка, поддерживаемого партией НДИ. Принципиальную позицию в этом вопросе занял также начальник отдела абсорбции ашкелонской мэрии Лев Бардани. Все они сумели воздействовать на городское руководство и убедить действующего мэра Бени Вакнина не отменять столь важное для русскоязычных горожан мероприятие. В своем ярком вступительном слове министр абсорбции Израиля Софа Ландвер особо отметила роль депутата ашкелонского горсовета д-ра Алика Солтановича, благодаря которому, премьера проекта всё-таки состоялась.
Основатель и генеральный директор Международного Культурного центра им. С. Михоэлса, композитор, певец и дирижёр, народный артист России Михаил Глуз представил зрителям грандиозное шоу, являющее собой единую музыкально-сценическую композицию, состоящую из различных жанров искусства высочайшей пробы. Всё действие концептуально скрепляет киновидеоряд, в котором переплетены документально-исторические кадры жизни и творчества Михоэлса, его театра, а также ключевые творческие проекты Центра, осуществлённые за 25 лет его существования, выступления выдающихся мастеров, выражающие идею единения и взаимодействия культур. Музыкальная составляющая действия, выстроенная на классических произведениях, неразрывно связана с кинематографической и публицистической. Концертную же часть также дополняет видеоряд, состоящий из уникальных архивных материалов, а также отрывки из шедевров мирового кино. Режиссер-постановщик и художественный руководитель проекта, заслуженный деятель искусств России, профессор Ирина Горюнова определила жанр программы, как 'синемафонию', отметив, что 'В смешении различных жанров также отражено название "Культура без границ": классическая, современная музыка, лучшие образцы мировой эстрады, поэзии, документальный и художественный кинематограф'. Кроме Михаила Глуза и Ирины Горюновой в ашкелонской презентации проекта, приняли участие: оркестр "Симфониетт Раанана" под управлением великолепного дирижёра Миши Каца (Франция), народный артист России, ректор Санкт-Петербургской Государственной Консерватории, профессор, скрипач Михаил Гантварг, лауреат международных конкурсов альтист Михаил Кугель (Бельгия), народная артистка СССР, скрипачка Лиана Исакадзе (Грузия, Германия), солист Израильского филармонического оркестра, лауреат Международных конкурсов флейтист Йоси Арнхайм, лауреат международных конкурсов, кларнетист Юлиан Милкис (Канада), лауреат международных конкурсов, скрипач Иван Женаты (Чехия). Зрелище было потрясающее, ничего подобного я в жизни своей не видел. Присутствуя в зале, я вспоминал свои грандиозные впечатления от первого своего знакомства с творчеством Михаила Глуза, когда в середине 80-х в моей родной Самаре (тогда - Куйбышеве) гастролировал уникальный Московский камерный еврейский музыкальный театр (КЕМТ), художественным руководителем которого был Михаил Глуз. Создателем и директором того коллектива был другой 'гениальный еврей', композитор, режиссер и балетмейстер - Юрий Шерлинг. Именно эти два имени значились на театральных буклетах-программках. Не ошибусь, если скажу, что те памятные гастроли в Самаре стали тогда событием потрясающим, заставившим многих местных евреев задуматься о своей национальной самоидентификации. На мой взгляд, Шерлинг и Глуз и их театр (возможно, невольно) стали своеобразными предтечами мощной волны репатриации евреев Советского Союза в Израиль. И здесь я хочу перекинуть некий мостик к другим событиям и фактам, имеющим непосредственное отношение к нашему городу.
В 1992 году в Ашкелон переехала семья известного в Москве сионистского активиста, 'отказника' (с 1979 года), члена знаменитого среди евреев СССР 'ВААДа', Владимира Индикта. В Израиле это имя стало популярным после того, как он начал заниматься правозащитной деятельностью и создал израильский 'Комитет в защиту демократии и прав человека', Владимир Индикт рассказывал мне, как еще в 1980 году известный дирижёр Константин Кримец протежировал ему перед Шерлингом и Глузом, чтобы его, отказника, приняли на работу в театр. Для начала, его взяли сторожем, потом он постепенно поднимался по служебной лестнице. Более того, супруга Владимира - Вера также стала работать в театре, занимаясь пошивом театральных костюмов. А в 1989 году, во время скандальных событий, закончившихся крахом театра, на протяжении двух месяцев Владимир Индикт формально являлся его директором. Тогда же Михаил Глуз в бывшем помещении театра - на Таганской площади основал тот самый Международный Культурный центр имени С. Михоэлса, 25-й юбилей которого в воскресный вечер столь замечательно отмечался в Ашкелоне.
Вот такая уникальная связь времён и событий, навеянная посещением нашего прекрасного Дворца Культуры.
Поздравляю всех читателей с очередным и очень радостным еврейским праздником Симхат Тора!