Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
КТО МЫ, ОТКУДА, КУДА МЫ ИДЁМ? 07.08.18
 
 
  
 
Владимир Сандлер

 
  
 
Кто мы, откуда, куда мы идем? Так называется картина замечательного художника Рафаэля Сойера (1899 – 1987), родившегося в семье учителей в городе Борисоглебске Тамбовской губернии, ныне Воронежской области. В 1912 году после очередного еврейского погрома семья эмигрирует в США, где оказывается в очень тяжелом материальном положении. Братья-близнецы Рафаэль и Мозес добывают себе деньги на пропитание и учебу тяжелым трудом на поденных работах. В итоге эти мальчики стали известными на весь мир художниками.

На мой взгляд, то, что пережили многие из нас, приехавшие в Израиль в начале 90-х, похоже на пережитое еврейскими беженцами из России в начале XX века. Правда, мы приехали не в Америку, а в Израиль, причём некоторые из нас, в силу ряда причин, оказались в достаточно специфической обстановке, имя которой – Ашкелон. В чём заключается эта специфика мы осознали не сразу, а многие до сих пор этого не понимают.
Позволю вам напомнить, что современный Ашкелон возник практически на пустом месте в ноябре 1948 года, когда по окончании Войны за независимость воины впопыхах созданной израильской армии заняли арабский городок Мадждаль, жители которого вместе с отступающей армией Египта ушли за демаркационную линию, основав там лагерь беженцев Джабалия. Естественно, что первыми израильтянами, обосновавшимися в этом городке, оказались демобилизованные солдаты и их семьи, а также жители окрестных кибуцев. Огромное большинство из них, естественно, были европейскими евреями – «ашкеназим», они же стали членами первых административных структур нового еврейского города.
В дальнейшем в 50-е – 60-е годы Ашкелон заселялся, в основном, переселенцами из стран северо-западной Африки: Марокко и Ливии, а также, в меньших количествах, выходцами из Йемена, Туниса, Ирака и Ирана, а также Индии, Египта, Сирии и Алжира. Особняком стоит приехавшая в Ашкелон община репатриантов из стран Европы, США и ЮАР, основавших район Афридар, сохраняющий в этом имени топонимику: Африка и Юг (Даром). Эта община, весьма мощно начала свою бытность в Израиле: была создана государственная компания «Афридар», построившая целый городок с «Биг-беном» в центре - по типу «одноэтажной Америки», а директор компании д-р Йехезкель Зонебенд в 1953 году стал мэром Ашкелона. Но в дальнейшем эта община фактически покинула город: многие перебрались в Центр страны либо уехали за её пределы.
Но зачем я обо всём этом? Просто я давно понял, что наше с вами мировосприятие существенно отличается от такового, присущего большинству жителей Ашкелона. Ведь всё наше мировоззрение основано на научно-материалистическом знании. Нас этому обучали в семьях, школах, ВУЗах и т.д. Мы гордимся своей принадлежностью к еврейству, не потому, что где-то записано, что евреи – избранный народ, а поскольку среди выдающихся деятелей науки, техники, культуры, искусства наши соплеменники занимают наиболее почётные места. Наше отношение к религии – научно-атеистическое. К людям суеверным или рьяно исповедующим ту или иную форму религии, включая иудаизм, мы относимся, по большей части, снисходительно, подобно тому, как относится психиатр к своим подопечным. Достижения современной науки, с которыми мы хорошо знакомы, давно в пух и в прах разгромили религиозную догматику всевозможных конфессий, столь популярную вплоть до эпохи средневековья. Сами же религиозные тексты, именуемые «Священным писанием», для нас – не более, чем историко-литературные памятники, содержащие иногда древние мудрости.

Совсем иное дело – большая часть наших земляков-ашкелонцев. Они, выходцы из стран Востока и их потомки, с самого рождения соблюдают древние заповеди, учат и знают наизусть молитвы. Для них религиозные догмы и обычаи – реальное руководство для повседневной жизни, мистическая мудрость которой, по их же мнению, доступна только им. Это они, нарушая одну из основных заповедей торы, преклоняются пред изображениями своих идолов-раввинов, которыми обвешивают стены и двери своих квартир. А к нам, приехавшим в Израиль из иного мира, они относятся, в лучшем случае, высокомерно-снисходительно, а иногда – раздражающе-пренебрежительно, искренне сомневаясь в нашей принадлежности к еврейскому народу. Замечу, что среди них мы не сыщем специалистов высокого уровня в науке, не говоря уже о лауреатах международных премий, включая нобелевских. Именно они, будучи, по сути, клановым сообществом, в течение последних десятилетий, заполонили собой раздутые для них штаты муниципалитета и других административных структур.
Сами ашкелонские раввины с каждой каденцией всё активнее вмешиваются в местную политику, формируя избирательные списки от своих прихожан и получают инструменты для лоббирования своих интересов в рамках городского совета. Естественно, они успешно решают вопросы финансирования синагог из муниципального фонда, предназначенного для поддержки деятельности некоммерческих организаций (амутот). В результате светские жители Ашкелона всё в большей степени ощущают идеологическое воздействие раввинов особенно на молодое поколение. Город растёт, открываются новые начальные школы, но практически все они религиозные. Культурно-спортивные центры (матнасы), прекрасные Дворец культуры и Дворец спорта по субботам закрыты, соревнования не проводятся, общественный транспорт не работает, детям и подросткам нечем себя занять. Взрослые любители спорта вынуждены выезжать в эти дни за пределы города, чтобы поиграть, например, в настольный теннис.

Можно ещё долго перечислять все проблемы Ашкелона, придумывать объяснение тому, почему наши так называемые «полуторное и второе» поколения, получив образование, покидают город. Тема международного и израильского туризма уже набила оскомину. И это в Ашкелоне – древнейшем на планете городе-форте, оказавшем влияние на всемирный исторический процесс! Городе, который достоин стать историко-культурным центром мирового значения! Паломники всех конфессий и туристы должны начинать свой путь на Святой земле с Ашкелона. Люди науки, историки, такие как д-р Ави Сассон и Гад Соболь, работающие в ашкелонском Академическом колледже, это хорошо понимают, впрочем, как и профессор Даниэль Мастер и другие учёные Гарвардского и Чикагского университетов США, понимает это автор идеи создания в Ашкелоне музейного центра – ректор-создатель Российской государственной классической академии им. Рамбама – профессор Вероника Ирина-Коган. Понимают это и народный артист России, житель Ашкелона Юрий Куклачёв и начальник отдела культуры ашкелонского муниципалитета Йоси Таль, с которыми мы вместе создавали яркий спектакль, музыкальное театрализованное шоу «Звёзды в небе Ашкелона», художественными средствами рассказывающее об уникальной истории нашего города. Уверен, что со мной согласны бывшие заместители мэра: Юрий Замощик и Алик Солтанович, нынешняя первый заместитель мэра Софья Бейлин, все нынешние и бывшие русскоязычные депутаты горсовета!
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 

Мы стоим сегодня в преддверии муниципальных выборов, которые способны резко изменить общую ситуацию в городе к лучшему. А теперь зададим сами себе вопрос: что же нужно сделать, чтобы произошёл прорыв и наши мечты воплотились в реальность?
Ответы для меня очевидны, они вытекают из логики событий, из опыта нашей жизни на ашкелонской земле после репатриации в начале 90-х. Попробую их аргументировать.

Среди реальных претендентов на пост мэра Ашкелона есть лишь один, который на практике доказал свою способность отстаивать интересы как нашей общины, так и всего светского населения города – это Ави Аяш. На протяжении целой каденции Ави являлся заместителем председателя коллегии адвокатов Израиля. В бытность его главой оппозиции ашкелонского горсовета вокруг него сплотились все «русские» депутаты и активисты-общественники, боровшиеся с бесчеловечной программой принудительного трудоустройства «МЕАЛЕВ». Мы рассылали написанное вместе с ним Обращение ко всем министрам и членам Кнессета, в его офисе мы проводили встречи с руководителями Американского форума русскоязычного еврейства, с депутатами Кнессета, в том числе, благословенной памяти Мариной Солодкиной. А ещё ранее глава партии НДИ Авигдор Либерман подписывал с Ави Аяшем Соглашение о взаимной политической поддержке.
 
  
 

Мне довелось однажды беседовать с тестем Ави – инженером Анджеем Столярским. Кстати, мы говорили по-русски, которым Анджей, переживший в Польше Холокост, владел в совершенстве. Анджей рассказывал, как он, будучи танкистом, воевал на Синайском полуострове, когда его командиром был Ицхак Рабин. А ещё Анджей сказал мне, что несмотря на то, что его дочь развелась с Ави, он продолжает называть его своим сыном.
Сегодня Ави Аяш возглавляет штаб партии «Еш атид» в Ашкелоне. Партия, руководит которой Яир Лапид, без преувеличения, самая творческая личность в Кнессете и вообще – в политической элите Израиля. Популярный телеведущий и журналист, писатель и драматург, автор семи романов, ставших бестселлерами, автор знаменитой пьесы "Правильный возраст". Его отец – Томи Лапид (Томислав Лампел), уроженец Сербии, чудом выживший в Будапештском гетто, журналист и политик, был участником Войны за независимость. Будучи идейным борцом против религиозного диктата, Томи Лапид выступал за отделение религии от государства и принятие антиклерикальной конституции.
Вот, что говорил, в своё время об Ави Аяше бывший заместитель мэра Юрий Замощик: «Я увидел, что идеи и принципы этого человека и его окружения почти полностью совпадают с моими мыслями. Мне ведь не столь важно, на каком языке говорит человек, куда важнее, что именно он говорит. Мы увидели, что этот человек хочет таких же перемен, на которых настаиваем и мы. К тому же Ави Аяш интеллигент, это разносторонний человек, которому претят ханжество, лицемерие и все то, что пока еще не позволяет сделать муниципальную власть в нашем городе действительно демократичной. Именно его более всего боятся те, кто желают спокойной жизни, просиживая зазря штаны в муниципалитете. Именно на него делают ставку все здоровые силы, творческая интеллигенция, молодые бизнесмены. Многогранная творческая личность, успешный и уважаемый адвокат, основатель общественного института демократии, музыкант и художник, Ави находится в расцвете сил, генерирует замечательные идеи, притягивает к себе молодежь».

Наша дружба с Ави Аяшем успешно прошла испытание на прочность. 15 лет – срок немалый. Все наши идеи ему близки, он сказал, что в случае избрания мэром он назначит своими заместителями грамотных специалистов, светских приверженцев европейской культуры.
Итак, надеюсь, теперь вам понятно, что если вся наша русскоязычная община Ашкелона поддержит кандидатуру Ави Аяша на должность мэра, выиграем мы все!