На главную   Содержание   Следующая
 
ЕВРЕЙСКИЕ ГРУЗИНЫ ИЛИ ГРУЗИНСКИЕ ЕВРЕИ?
 
Владимир Сандлер
 
  
 


Вопрос, конечно, интересный: и не такой уж простой, как может показаться. Известно, что Грузия как христианское государство оформилась в 4-м веке, а евреи на этой земле появились более 2600 лет назад, после разрушения первого иерусалимского храма в 586 году до н.э.
Более того, существует гипотеза, что именно из еврейских родов, перешедших в христианство византийского толка, произошли многие общины Грузии.

Уникальным фактом является многовековая дружба, отсутствие национальных и религиозных конфликтов между грузинами и евреями.
Традиции межэтнической дружбы сохраняются и в наши дни, когда в качестве субъектов выступают независимые государства: Грузия (Георгия) и Израиль.
 
  
 

Отметим, что, начиная с 70-х годов прошлого века огромное большинство евреев Грузии переселилось в Израиль, их количество на данный момент превышает 120 тысяч человек. Ашкелон является одним из городов, где существует крупная община грузинских евреев.
Представитель этой общины Шота Цоциашвили (Шабтай Цур), один из организаторов Объединения выходцев из Грузии, на протяжении долгих лет занимал высокие должности в ашкелонском муниципалитете. Был заместителем и первым заместителем мэра, а на протяжении полугода - с апреля по ноябрь 2003 года являлся главой муниципалитета (мэром Ашкелона).
В дальнейшем Шабтай Цур целую каденцию весьма успешно работал послом Израиля в Грузии. После окончания срока каденции и в знак уважения к нему, одну из улиц в Кутаиси назвали его именем.
А в сентябре 2016 года депутат горсовета и вице-мэр Ашкелона Шабтай Цур был вторично назначен чрезвычайным и полномочным послом Израиля в Грузии.

С марта 2016 года депутатом ашкелонского горсовета стал другой представитель грузинской общины Израиля - Давид Бен-Авраам (Дато Абрамишвили).
 
  
 

Обладающий исключительной активностью этот молодой депутат сумел зарекомендовать себя активным борцом за интересы своих избирателей - репатриантов из бывшего СССР. За относительно короткий период своей депутатской деятельности Давид сумел помочь в решении проблем многим людям.
Несколько его инициатив получили поддержку городского совета, в частности, принят к реализации проект по созданию в Ашкелоне 'Международного центра доброты' - воплощение идей всемирно известного клоуна, народного артиста России, Юрия Куклачёва.
Полгода назад Давид Бен-Авраам был назначен ответственным за культурные мероприятия муниципалитета для русскоговорящей общины города. За это время он сумел организовать три бесподобных представления на сцене ашкелонского Дворца культуры, включая театрализованное историческое шоу, поставленное Юрием Куклачёвым по моему сценарию, 'Звёзды в небе Ашкелона'.

А 23 января переполненный зал Дворца культуры восторженно приветствовал гостей из Грузии, среди которых был и легендарный вокальный ансамбль 'Орера'.
Этот коллектив, созданный ещё в 1961 году, был невероятно популярен не только на территории бывшего СССР. Я до сих пор, как сейчас, помню концерт 1967 года, состоявшийся при полном аншлаге в огромном, но уютном зале куйбышевской филармонии. Среди участников того состава ансамбля были молодые Нани Брегвадзе и Вахтанг Кикабидзе:
 
  
 

И вот новая встреча через 50 лет! Слово главному организатору этого удивительного праздника грузинского искусства. Говорит депутат ашкелонского горсовета Давид Бен-Авраам:
'Мои дорогие друзья! Наконец-то свершилось! В Ашкелоне успешно прошёл долгожданный вечер 'Из Грузии с любовью'! Это было грандиозное шоу!
Я был очень взволнован и несказанно рад видеть переполненный (850 человек) друзьями и дорогими гостями зал.
На наш вечер пришли не только ашкелонцы - люди со всех уголков Израиля, любители грузинского искусства, приехали на наш праздник.

Хочу поблагодарить от всей души всех, кто приложил усилия для того, чтобы этот праздник состоялся. Особенно хочу поблагодарить моего дорогого друга - певца Марио Цура,
 
  
 

Лали Менашерову - любимицу всей грузинской общины - особенную женщину с большим сердцем, неиссякающим источником энергии. Хочу поблагодарить продюсера - Аркадия Крумера за хорошую организацию мероприятия.
Хочу отметить с восхищением замечательных артистов, без которых этот вечер не состоялся бы: ашкелонский ансамбль 'Georgian Dance' под руководством Сагива Баташвили и Исраэлы Коли, певицу, обладающей золотым голосом - Мариам Елиешвили,
 
  
 
бесподобных участниц
 
  
 
вокального трио 'Мандели', всю команду лучших из лучших исполнителей грузинского ансамбля 'Орера'. Особую благодарность хочу передать спонсорам концерта 'Из Грузии с любовью': управляющему рестораном 'Тамада' Гаю Папиашвили и, конечно, муниципалитету Ашкелона. От всей души хочу поблагодарить от своего имени и от имени всей грузинской общины мэра Ашкелона Томера Глама'.
 
  
 


Видимо, получив колоссальную порцию энергии грузинских артистов, мой организм не сумел противостоять вирусной инфекции. На следующий день резко поднялась температура:
Я был вынужден, к великому сожалению, отказаться от посещения концерта из цикла музыкальной классики. Но не пропадать же билетам! Недавно я познакомился с интеллигентной парой новых репатриантов из Москвы.

Ольга и Владимир были несказанно рады предоставленной возможности побывать в нашем Дворце культуры. А я попросил, в качестве символической платы за билеты, написать о впечатлениях. С согласия автора предлагаю вам, уважаемые читатели, этот опус.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ НОВЫХ РЕПАТРИАНТОВ

Мы с женой прибыли в Ашкелон из Москвы 20 декабря. Да, москвичи, да - 'олим хадашим' 2017-2018. Не музыканты, не меломаны, не завсегдатаи московских концертных залов. Об этом необходимо сказать, чтобы было понятно, что мы испытываем, уже дважды за это время в Израиле побывав на замечательных музыкальных мероприятиях.
Первое случилось у нас уже через неделю после приезда - грандиозный концерт канторского пения в сопровождении симфонического оркестра - в Тель-Авиве.
 
  
 
Там мы с женой не только впервые познакомились с этим прежде незнакомым нам жанром музыки, но и окунулись в самую гущу израильского общества, до краев заполнившего отнюдь не маленький столичный концертный зал.

Так же полон был и зал ашкелонского Дворца культуры 24 января, когда мы чудесным образом попали на второй в сезоне концерт абонемента классической музыки. Гайдн и Сен-Санс, Бах и неизвестный нам прежде французский композитор ХIX века Эдуар Лало (как выяснилось, часто его именуют на российский манер Эдуардом) в исполнении симфонического оркестра под управлением Джонатана Спандорфа и замечательных солистов, о которых скажу ниже, создали замечательную атмосферу, которую зрители с благодарностью унесли из концертного зала в свои дома.

Как я уже сказал, носителем музыкальной традиции я в Израиль не приехал. Возможно поэтому мои впечатления от увиденного и услышанного на последнем концерте могут показаться уж слишком наивными.
Но искренне признаюсь, для меня, зрителя неопытного, необыкновенно и особенно интересными стали солисты. У каждого - своя манера, что естественно для исполнителей такого уровня. Я имею ввиду не демонстрацию ими профессиональных навыков, а удивительно индивидуальный стиль поведения на сцене каждого из них.
 
  
 

Илан Рехман вышел на сцену, как входит мастер в свой производственный цех. И станок-рояль в его руках запел-заиграл Йозефа Гайдна, как было ему велено. А было непросто: Илан в редкие паузы, оставленные ему автором и отчасти дирижером, вынужден был встряхивать натруженными руками, возвращая им свежесть и подвижность. Снова и снова его руки соприкасались с роялем, и было удивительно мне, новичку, осознавать, что вся стремительность его игры на была заученной и отскакивавшей от зубов, а непостижимым образом считывалась им с нотных страниц, периодически перелистываемых феей-ассистенткой.
 
  
 

Маргарита Баланс, стройно-изящная эстонская девушка, вышла на сцену женственно и скромно. Да простит меня Маргарита, но даже после почтительного приветствия со стороны дирижера и первой скрипки, оставалось доля сомнения, справится ли. То, что произошло далее, описать не просто. Она не только познакомила меня с Сен-Сансом, а заставила мучиться его тревогами вместе с ней - от начала и до самого конца выступления. Виолончель, как я понял, инструмент требующий от исполнителя вовлечённости всего его тела в игру, и не знаю, кто восхитил меня больше: Сен-Санс или самоотдача виолончелистки Маргариты Баланс.

Антракт был очень к месту. Определённо, эмоциональная нагрузка в концерте требует отдыха как оркестрантам, так и зрителю.
Иоганн Себастьян Бах в первой части второго отделения в исполнении первой скрипки оркестра Матана Дагана оказался для меня ещё одним открытием этого вечера. Оказалось, что Бах - это не только оргАн, но и скрипка, и оркестр (если не ошибаюсь, духовая группа оставила сцену на время). Матан Даган - настолько большой мастер, что я не смог разглядеть своими дальнозоркими глазами движения его пальцев на грифе! А между тем, его скрипка послушно выпевала удивительные звуки, совсем незнакомого мне симфонического Баха.
 
  
 

Как я уже признался, об Эдуаре Лало мне прежде слышать не приходилось. И как же я благодарен Кристине Баланс и её скрипке, что они очень мягко, нежно, внятно познакомили меня и, возможно, кого-то ещё из новичков в зале с этим французским композитором ХIX века! Скрипка временами говорила практически человеческим голосом, и я раз за разом ловил себя на том, что искренне пытаюсь понять, на каком из языков мне слышатся слова. Кстати, когда Кристина вышла на сцену, не было никаких сомнений в её успехе - сестра-виолончелистка меня в этом убедила.
 
  
 

Не могу не выразить восхищение дирижеру израильского камерного оркестра 'Камерата Иерусалим' Джонатану Спандорфу и всем музыкантам.

И наконец, не могу не признаться в симпатии к приятно поразившему меня ашкелонскому Дворцу культуры. Его архитектура нестандартна и функциональна, что удивляет и радует. Уютное нижнее фойе и просторное выставочное верхнее понятны и оправданы. Зал и сцена прекрасного уровня, им позавидует любой областной центр России.
Отдельное спасибо и поздравления организаторам абонемента классической музыки. Рад за Ашкелон. И за себя в нём. Моя супруга со мной солидарна.

Владимир Гулин