Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ФАКТЫ И МЫСЛИ (опубликовано в журнале "РИФ" 07.09.12)
 

Владимир Сандлер
 
  
 


Как известно, у евреев принято желать здоровья "ад мэа вэ-эсрим!", то есть, говоря по-русски, "до ста двадцати!" В нынешнем месяце Б-жьей милостью поэту Марине Цветаевой, покончившей жизнь самоубийством 31 августа 1941 года, исполнилось бы как раз 120.
 
  
 
Сама Марина Ивановна по своему происхождению к еврейству отношения как бы не имеет, разве что мама её - Мария Александровна Мейн (по происхождению - из обрусевшей польско-немецкой семьи) отличалась так называемой "юдофилией", т.е. любовью к евреям. А избранником Марины, её мужем, был еврей Сергей Эфрон, известный российский публицист, расстрелянный в застенках НКВД в августе 1941. А ещё, героями её многочисленных романов, как реальных, так и воображаемых, включая и женщин, были преимущественно евреи, среди которых такие известные фигуры, как С.Парнок, О.Мандельштам, Б.Пастернак, А.Бахрах, А.Вишняк, П.Антокольский и т.д. Впрочем, некоторые исследователи творчества великой поэтессы указывают на неоднозначность отношения Марины к евреям, вплоть до свойственной ей якобы юдофобии, связанной с участием многих из них в жутких деяниях большевиков времен Революции и Гражданской войны. И всё же, как отмечает известный литературовед Юрий Павлов: "Не берусь утверждать, в какой степени М.Цветаева - еврейка по духу, но одна, главная, ветхозаветная идея избранничества - стержень ее личности и творчества". Я же хочу поделиться с вами, уважаемые читатели, следующим собственным наблюдением. Недавно, перечитывая Цветаеву, наткнулся на стихотворение, одна строчка из которого долгие годы была для меня загадкой:

Аймек-гуарузим - долина роз.
Еврейка - испанский гранд.
И ты, семилетний, очами врос
В истрепанный фолиант.

И далее:
Еврейская девушка меж невест -
Что роза среди ракит!
И старый серебряный дедов крест
Сменён на Давидов щит

Теперь-то я, обладая определёнными познаниями в иврите, сразу понял, о чём писала Марина в сентябре 1917 года. Она, без сомнения, унаследовала таланты своего отца, выдающегося филолога, профессора Московского университета и основателя Музея изобразительных искусств имени Пушкина,- Ивана Владимировича Цветаева.

Это случилось в прошлую субботу. Группа спортсменок, занимающихся бегом по пересеченной местности - кроссом, бежали вместе со своим тренером по проселочной дороге неподалеку от кибуца Гиват Бренер - к югу от Реховота. Неожиданно их захлестнуло облако пыли - это парень на квадроцикле (трактороне) проехал рядом с ними на высокой скорости. Девушки, естественно, выразили свое возмущение в адрес наглого водителя. В ответ водитель тракторона развернулся и на полном ходу врезался в группу спортсменок, сбив двух из них, и не останавливаясь, скрылся.
 
  
 
Сбитые девушки получили серьезные ранения, включая переломы конечностей. На амбулансе они были доставлены в медицинский центр Каплан. Состояние одной из девушек - 15-летней чемпионки Израиля по кроссу, - медики оценивают между средней и тяжелой степенью тяжести. После 4-х дней розыскных действий, полиция задержала 23-летнего жителя мошава Ганей Йоханан, который, впрочем, отрицает свою причастность к происшествию. Так или иначе, случай возмутительный, варварский и, к сожалению, в какой-то степени, характерный для нынешней израильской молодежи. Но я хотел поразмышлять еще и на другую тему. Дело в том, что как оказалось, те самые девушки-бегуньи, в том числе, пострадавшие от "подонка-водилы" (которого, я надеюсь, найдут и накажут по заслугам), а также их тренер - представители эфиопской общины. Заметьте, эфиопские бегуны на средние и длинные дистанции давно уже значатся в числе мировых лидеров. А вот в Израиле, несмотря на значительный контингент выходцев из Эфиопии, информации о том, что они серьезно занимаются спортом и, в частности, бегом, как-то мне на глаза не попадалось. Рассказывают даже анекдот. На пресс-конференции в Лондоне руководителей израильской олимпийской сборной спрашивают, почему среди ваших спортсменов-бегунов нет представителей эфиопской общины? Ответ: "Они уже прибежали!" И вот, оказывается, в Реховоте эфиопский тренер Звада Вадж работает с молодыми спортсменками, одна из которых - Негисат Битау - стала уже чемпионкой страны!
 
  
 
Хочется пожелать ей скорейшего выздоровления и возвращения в строй. А функционерам от спорта в Ашкелоне хочу посоветовать организовать спортивные секции по бегу, с привлечением в них детей из семей выходцев из Эфиопии. Глядишь, и здесь найдутся таланты. Только вряд ли эти функционеры читают РИФ!

Знакомо ли вам, уважаемые читатели, имя Дэвид Шиллинг? Думаю, если и знакомо, то немногим. Я тоже до недавнего времени, к стыду своему, не слыхал о нём ничего. Но вот на прошлой неделе из управления компании Амигур сообщили, что в хостель "Неве Дкалим", где я работаю, приезжает почетный гость с таким именем из Монако. Тогда я и навёл справки об этом человеке, благо компьютер и Интернет под рукой. Так вот, Дэвид Шиллинг - знаменитый на весь мир дизайнер и Кутюрье, сделавший сумасшедшую карьеру на моделировании женских шляпок, его часто называют "Шляпный король".
 
  
 
Свою первую шляпу Дэвид создал, когда ему было 12 лет, для своей матери Гертруды. В ней она появилась на знаменитых королевских скачках в Аскоте, которые традиционно посещают богатейшие представители бизнеса и богемы.
 
  
 
Это было пышное творение в три фута шириной из белого и черного тюля, которое позволило ей попасть на обложки журналов. Благодаря шляпам Дэвида, которые он ежегодно изготавливал для своей матери, она стала "Талисманом Аскота".
 
  
 
Родившись в Лондоне в 1956 году, ровно через 20 лет он открыл свой первый шляпный магазин, и на второй день весь запас продукции был распродан по огромным ценам. В дальнейшем его шляпы показывались в картинных галереях Европы, так как были приравнены к произведениям искусства. В 1988 году он был приглашен правительством СССР в Москву для проведения первого конкурса 'МИСС СССР'. С 1990 года Дэвид является консультантом по проектированию в Организации Объединенных наций. Постепенно Дэвид расширил круг своих творческих интересов, создав потрясающие образцы в сфере дизайна, мебели, скульптуры. Его произведения представлены в парижском Лувре, Нью-Йоркском Метрополитен музее, многих других известнейших музеях мира. Его шляпы продаются по цене 1 млн. 300 тыс. евро за штуку.
 
  
 
Дэвид записан в Книгу рекордов Гиннеса как автор самых дорогих шляп 21 века. Вот такой интересный человек посетил Ашкелон. Он приехал к нам в хостель в сопровождении представителей Еврейского агентства. Пресс-секретарь Амигура Эрез Шани подробно рассказал гостю о деятельности компании по обеспечению социальным жильём репатриантов из бывшего СССР, после чего мы провели Дэвида по хостелю, посетили несколько квартир. Когда мы переступили порог квартиры, в которой проживают Лиля и Алексей Эльманы, глаза Шиллинга загорелись, увидев стены, увешанные десятками замечательных картин, созданных Алексеем.
 
  
 
В хозяине квартиры Дэвид почувствовал родственную душу творца. Его картины необычны как по композиции, так и по исполнению. Алексей использует в своих творениях кроме масляных красок натуральную кожу, янтарь, а последнее время - морские ракушки, собранные на морском берегу. Ещё более гость удивился, когда Алексей Эльман продемонстрировал сделанную своими руками гавайскую электрогитару, и зазвучали известные еврейские мелодии. Затем мы повели Дэвида в музей творчества жителей хостеля, созданный по инициативе замечательного энтузиаста, председателя общественного совета, Фиры Балтэ.
 
  
 
Гости были поражены обилием и качеством экспонатов, среди которых выделялись керамико-скульптурные работы Роксанды Гирт, а также многочисленные спортивные награды Бориса Белоцерковского, в свои 81 год занимающегося марафонским бегом.
 
  
 
Растроганный до слёз знаменитый Кутюрье оставил трогательную запись в гостевой книге музея.
Шабат Шалом.