Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ЕВРЕИ И РУССКИЙ ЯЗЫК продолжение 5
 
 
  
 

ХАЗАРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДАУБМАНУСА

Говоря о хазарах, невозможно не упомянуть ещё об одном уникальном источнике - "Хазарском словаре". Так называется книга, опубликованная в 1691 году в Пруссии Иоаном Даубманусом. Издание представляло из себя собрание источников по хазарскому вопросу и состояло из 3-х частей, называвшихся соответственно: "Красная книга" (христианские источники), "Зеленая книга" (мусульманские источники) и "Желтая книга" (иудейские источники).

Католическая инквизиция посчитала материалы книги крамолой и уже в 1692 году 498 (из 500) экземпляров ее были уничтожены. Уцелели только 2 экземпляра книги, один из которых - с золотым замком - был напечатан отравленными красками, и дополнительный к нему, с серебряным замком, который всегда сопровождал первый. На протяжении веков с этими экземплярами были связаны многие таинственные истории, ставшие постепенно легендами.

Приключения фолиантов продолжались до тех пор, пока они также не оказались уничтоженными, причем в разных частях света.

Однако, случилось чудо, и в 1984 году югославский профессор Милорад Павич опубликовал в Белграде книгу под тем же названием: "Хазарский словарь - "Восстановленное и дополненное современными сведениями издание Даубмануса 1691 года (уничтоженное в 1692 году)". Книга, которую сам М. Павич определил как "словарь-роман в 100000 слов", переведена более чем на 20 языков, в том числе, в 1996 году опубликована в Новосибирском издательстве АО "Интербук" в переводе С.М. Харламова с английского на русский язык.
 
  
 

Это удивительнейшее произведение, не имеющее аналогов в мировой литературе, в энциклопедической, постатейной форме повествует об уникальном историческом событии - Хазарской полемике - дискуссии между представителями 3-х религий при дворе правителя хазарского государства. Факты, приведенные в каждой из трех частей, частично совпадают, а частично противоречат одни другим.


Христианские источники полагают, что полемика имела место в 861 году и происходила при участии Константина и Мефодия, которые убедили хазарского кагана принять христианство.
Мусульманские источники не устанавливают точное время событий, но утверждают, что хазары обратились к исламу раньше, чем к другим религиям, и произошло это якобы в 737 году.

По иудейской версии события произошли сразу после победы хазар над арабами при Арабиле, на юге Кавказа в 730 году, когда они построили храм по канонам библии. Именно тогда при дворе хазарского кагана состоялись религиозные дебаты. А поскольку иудейский посланник победил мусульманского и христианского представителей, то хазары приняли иудаизм.

Цитата: "Примерно в 740 году каган Булан пригласил раввинов из других стран для распространения иудейской веры среди хазарского населения. По-видимому, на первом этапе иудаизма к хазарам в шестидесятых или восьмидесятых годах примкнуло население Хорезма, бежавшее под предводительством раввина после подавления хурсатского восстания под покровительство хазарского двора. За преобразование этой начальной формы иудаизма примерно в 800 году взялся каган Обадия, начавший строительство синагог и школ, в которых изучали Тору, Мишнах, Талмуд и ритуалы церковной службы. Иными словами, был введен раввинский иудаизм."

КОММЕНТАРИИ К ХАЗАРСКОМУ СЛОВАРЮ

В приведенной здесь цитате из книги профессора М. Павича читатель, знакомый с ивритом и иудаикой, заметит неточности. Его транскрипция слова 'мишнах' не соответствует принятой в иврите. Должно быть "мишна". Известное еврейское имя Овадия (дословно - раб Б-жий или служащий Б-гу) Павич трансформировал в Обадия. Заметим, что 'Овадия' - самая короткая книга ТАНАХа, рассказывающая о пророчествах пророка Овадии, одного из малых библейских пророков. В русском православии он именуется Авдий. Отсюда и русское имя Авдей, а также распространённая фамилия Авдеев.
Очевидно, познания автора современного 'Хазарского словаря' в иврите поверхностны. Мы не хотим, да и не в праве, упрекать профессора М. Павича в дилетантизме, наоборот мы благодарны ему бесконечно и благоговейно восхищаемся его подвижничеству. Тем более, что автор сам в 'Предварительных замечаниях к Словарю' оговаривает, что "по вполне понятным причинам было невозможно одновременно и расставить материал в алфавитном порядке и сохранить его в той же последовательности, что и в словаре Даубмануса, в котором использовались три алфавита и три языка - греческий, древнееврейский и арабский".

Тем не менее, имя хазарской княжны, написание которого Даубманус приводит на иврите, в транскрипции М. Павича - 'Атех'. Рискну предположить, что имя княжны звучало как 'Эта' (либо 'Этя') - производное от еврейского имени персидского происхождения Эстер. В культуре языка идиш это имя часто звучало именно так, либо 'Этка'. В современном Израиле часто употребляется американизированная форма этого имени - 'Эти'.

М. Павич полагает, что последним человеком, обладавшим отравленным экземпляром Хазарского словаря Даубмануса был доктор Исайло Сук (1930 - 1982) - археолог, арабист, профессор университета в Нови-Саде. Он известен тем, что высказал гипотезу о хазарском происхождении захоронений в Челарево (VI - ХI века) неподалеку от Дуная, в Сербии. Д-р И. Сук: 'Что касается захоронений в Челареве, то венграм хотелось бы, чтобы это были венгры или авары, евреям - евреи, мусульманам - монголы, и никто не заинтересован, чтобы они были хазарами. А скорее всего это именно они...' Удивительно, но он оказался прав!
 
  
 

Вот что написано об этих находках в Электронной еврейской энциклопедии: 'Первые находки в районе некрополя были сделаны в 1966 г., а с 1972 г. там проводились значительные археологические раскопки. Было обнаружено 268 могил, в основном ориентированных на восток. В могильнике находилось около 70 кирпичных фрагментов с изображениями иудейских символов (менора, шофар и этрог). В ряде могил найдены скелеты коней, оружие, сбруя, богатые поясные наборы, бронзовые бляшки и другие украшения.
В антропологическом типе погребенных явно прослеживались монголоидные элементы. Первоначально могильник датировали 8 в. и приписали к аварам - племени кочевников тюркского происхождения. Однако впоследствии данные радиоуглеродного анализа костей вместе со сравнительным анализом найденных в Челаревском могильнике предметов с известными находками салтовской культуры Хазарского каганата позволили отнести могильник к 10 в. и приписать к хазарскому племени:'
Кстати, в районе Керчи в Крыму были найдены глиняные черепки с изображениями менор точно такого же вида, как и у обнаруженных в Челарево.
_____________________

Продолжение следует.