Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ОТ ЦЫГАНЩИНЫ ДО МОЦАРТА
 
Владимир Сандлер
 
  
 


Профессиональные музыканты знают, что в элементарной теории музыки интервалы объёмом шире двойной октавы (квинтдецимы) по традиции не рассматриваются. Нет, я не пытаюсь вас пугать, злоупотребляя сложными терминами. Я лишь хотел удивить вас некоей оригинальной аллегорией - в качестве прелюдии к тем музыкальным событиям, о которых в эти дни много говорят в Ашкелоне любители посещать концертные залы.

Речь не идёт о каких-либо массовых мероприятиях, субсидируемых властями, особенно приуроченных к знаменательным датам и праздникам и после которых горожане читают во всех местных СМИ один и тот же хвалебный отчёт, составленный работниками пресс-центра муниципалитета. Согласитесь, что совсем другое дело, когда люди волнуются, как бы не опоздать с покупкой билета на хорошее место в зале и, не скупясь, выбирают лучший ряд. Разумеется, ими движет исключительно желание увидеть нечто незаурядное, побывать на событии незабываемом. Но что-то я углубляюсь в дебри, а дело в сущности гораздо проще.
 
  
 

Очередную встречу 'В кругу друзей Эдуарда Львова' открыло выступление цыганского трио. Да, господа, три израильских цыганки, включая руководителя - Диану Полей, замечательно пели и танцевали на сцене матнаса Вольденберг под дружные аплодисменты заполнивших зал зрителей. Знакомая многим выходцам из бывшего СССР, пресловутая цыганщина, для израильтян, без сомнения, является жанром экзотическим. А для большинства сидевшей в зале публики - своего рода в хорошем смысле ностальгией. Ритмы цыган сменили ритмы фламенко. Испанские мотивы, гитара, кастаньеты, перкуссия, ладино: Вся эта терминология вдруг связалась с именем Оши Даган - исключительно эмоциональной и темпераментной певицы, носительницей этой яркой культуры, расцветшей на Пиренейском полуострове. Для меня показалось невероятным, что Оши родилась и выросла в Израиле, в семье выходцев из Ирака:
 
  
 


Шоумен Эдуард Львов, как всегда, искусно плетёт красочный венок, соединяя воедино, казалось бы, несоединимое, постоянно повышая накал музыкального действа и доводя публику почти до экстаза.
 
  
 

На этот раз апогеем его комбинации стало выступление ансамбля 'Фрэнк и иммигранты'. Мощный и в тоже время манерный голос Фрэнка - высокого голубоглазого блондина в шляпе, надетой на затылок, своеобразным образом ложился на джазовую основу музыкального сопровождения, преобразующуюся временами в другие стили, вплоть до классики, клейзмеров и одесско-еврейских интонаций. Фрэнк - это артистический псевдоним певца. Он мне стал понятным, когда в финале концерта был исполнен, ставший уже традиционным для встреч друзей Львова шлягер 'My way' Фрэнка Синатры. В Израиле Фрэнк Оз пока не слишком популярен. В 2014 году он здесь выиграл Международный Блюзовый фестиваль, после чего отправился в Америку, участвовал в конкурсе, проводимом в Мемфисе, что в штате Теннесси. А в 2016 году успешно гастролировал в Италии.
 
  
 


Выступление Фрэнка с Иммигрантами было принято ашкелонскими зрителями с бурным восторгом. И вновь не могу не отметить умение Эдуарда Львова творить на сцене, создавая артистические коктейли, как сейчас модно говорить, миксы, собирая воедино всех участников концерта и танцуя вместе с ними.
А потом был Моцарт! Но это уже на другом концерте и совсем, как говорится, из другой оперы. В зале ашкелонского Дворца культуры состоялось открытие классического абонемента, который много уже лет успешно возглавляет Мила Беккер. 28 ноября к нам в Ашкелон из Калифорнии приехали: профессор Эдуард Шмидер и его оркестр лауреатов 'iPalpiti' (Биение сердец).
 
  
 

Тем из вас, кому не досталось билетов на этот потрясающий праздник музыки, могу посоветовать зайти в интернет (можно использовать мобильный телефон) написать в поисковой программе 'youtube', после чего русскими буквами написать 'владимир сандлер', и на открывшейся странице выбрать видео 'Профессор Эдуард Шмидер и струнный оркестр лауреатов'. А те, у кого есть доступ в Фейсбук, могут просто зайти на мою страницу и там найти 'пост' от 29 ноября с фотографиями концерта. Вы сможете увидеть и услышать 3 записанных мною небольших видео. Не сомневаюсь, что получите восторг и массу удовольствий. Подробную информацию об этом уникальном событии культурной жизни Ашкелона можно почерпнуть из статьи магистра музыки Эдуарда Добрыкина, опубликованной на сайте 'Ашкелон.ру' в разделе 'Афиша'. Правда, в одном месте уважаемый мною музыковед ошибся. Он написал не о том Ваксмане. Того, о ком писал Эдуард, зовут Фил, а того, кто сочинил "Фантазию на тему оперы Бизе "Кармен", звали Франц. Я нашёл информацию, которая для многих из вас, надеюсь, окажется интересной и которую опубликовала Людмила Ладик со ссылкой на скрипача Евгения Кострицкого: 'У этой пьесы интересная история. Ваксман - голливудский композитор, который создавал музыку к кинофильмам. В 1949 году ему заказали музыку к картине 'Интермеццо', где главную роль исполняла Ингрид Бергман. В основе сюжета - история любви немолодого скрипача и юной пианистки. Яша Хейфец, друг Ваксмана, должен был играть за кадром популярную фантазию Сарасате на темы из оперы 'Кармен'. Но выдающийся скрипач решил, что хорошо было бы исполнить что-то другое. И уговорил Ваксмана написать новую фантазию. Итак, голливудский композитор скомпоновал мелодии Бизе, а Хейфец сочинил виртуозные пассажи и каденции. В том же году была сделана первая запись на пластинку. Пьеса стала настолько популярной, что Хейфец оформил эксклюзивное право на исполнение этого произведения. Чтобы приобрести ноты Фантазии, нужно было заплатить огромные деньги. Эта ситуация, кстати, сохраняется до нынешнего времени. Партитура с голосами стоит почти полторы тысячи долларов. И все-таки скрипичная 'жемчужина' стала достоянием широкой общественности. Известный советский скрипач Леонид Коган привез из США пластинку с Фантазией и на слух записал ее нотами. Кстати, когда Давид Ойстрах привез авторские ноты из Лондона, оказалось, что не было ни одной ошибки. Чтобы не возникло претензий, Коган выполнил авторскую редакцию произведения: немного изменил пассажи и окончание, сделав его еще более сложным. И исполнял его в оркестровке самого Бизе'. Ну вот, теперь вам, надеюсь, понятно, как повезло ашкелонским любителям музыки! Ведь мы с вами услышали это изумительное произведение в великолепном исполнении струнного оркестра лауреатов, где на скрипке солировал бесподобный Сэмьюэл Небью!

Весёлой всем Хануки и Шабат Шалом!