Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ЕВРЕИ И РУССКИЙ ЯЗЫК продолжение 4
 
 
  
 


В то время как поляне, северяне и другие племена платили дань хазарам, по белке с каждого дома, варяги из-за моря брали дань на славянах новгородских, на кривичах, также на чуди и мери. Скоро, однако, эти народы прогнали варягов за море, перестали давать им дань и начали владеть сами собою. Но прогнав варягов, они никак не могли уладиться друг с другом и начались междоусобные войны. Тогда они стали говорить между собою: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил все дела справедливо"; - отправили послов к варягам к руси; русью назывались варяги точно так же, как другие зовутся шведами, иные норвежцами, англичанами, готами. Чудь, новгородцы и кривичи сказали руси: "Земля наша велика и обильна, да порядку в ней нет, пойдите княжить и владеть нами". Собрались три брата с родственниками своими, взяли с собою всю русь и пришли: Рюрик в Новгород, Синеус на Белоозеро, Трувор в Изборск; от них то и прозвалась Русская земля.
Через два года умерли Синеус и Трувор; Рюрик один принял всю власть и роздал города приближенным себе людям. Двое из них, Аскольд и Дир, которые не были ни родня Рюрику, ни бояре его, отпросились идти ко Царю-городу (Константинополю - В.С.). Идучи вниз по Днепру, они увидали на горе городок и спросили: "Чей городок?" Жители отвечали им: "Были три брата: Кий, Щек и Хорив; они-то и построили этот город, да после изгибли, а мы вот платим дань хазарам". Аскольд и Дир остались в Киеве, собрали много врагов и начали владеть полянами; а Рюрик княжил в Новгороде.

В 866 году пошли Аскольд и Дир на греков при царе Михаиле..." (Нужно сделать определенное волевое усилие, чтобы закрыть кавычки и прекратить цитировать древнего летописца Нестора - так увлекательно это повествование. Но мы не ставим себе целью переписывать исторические памятники, надеюсь лишь, что у части читателей возникнет интерес к ним).

Итак, описываемые события относятся к 9 веку. А, как мы помним, иудаизм стал официальной религией в Хазарии еще в 740 году. Разгромлен же Хазарский каганат был в 965 году.

Н.М. Карамзин с определенным скепсисом относится к подлинности событий, описанных летописцем Нестором, который, будучи отдален "...многими веками от случаев здесь описанных, мог ли он ручаться за истину предания, всегда обманчивого, всегда неверного в подробностях?"
Он проводит аналогию с греческими и северными повествованиями, которые "...желая питать народное любопытство, во времена невежества и легковерия, из географических названий составляли целые истории и биографии". Исторический метод Карамзина (который, кстати, мы пытаемся здесь заимствовать) основан на изучении разных источников, обобщении фактов и, в значительной степени, логическом домысливании, включая исторические выводы, являющиеся для поколений русских историков абсолютными и непререкаемыми.
Между тем, исторические взгляды Карамзина субъективны и не свободны от православных христианских догматов. И, тем более, это относится к еврейской теме, ибо во всей "Истории государства российского" практически не упоминается об истории многомиллионного еврейского народа, испокон веков населявшего российские просторы и оказавшего поистине грандиозное влияние как на российскую культуру, так и на ее историческую судьбу.

Но в вопросах, касающихся развития русского языка, Карамзин вынужден признать: "Не имея никаких памятников сего первобытного языка славянского, можем судить о нем только по новейшим, из которых самыми древними считаются наша Библия и другие церковные книги, переведенные в IХ веке св. Кириллом, Мефодием и помощниками их... Некоторые утверждали, что он весьма близок к древним языкам азиатским (? - В.С.), но вернейшее исследование доказало, что сие мнимое сходство ограничивается весьма немногими словами - еврейскими или халдейскими, сирскими, арабскими, которые находятся и в других языках европейских, свидетельствуя единственно их общее азиатское происхождение; и что славянский имеет с греческим, латинским, немецким гораздо более связи, нежели с еврейским и другими восточными."

Для сколь-либо серьезных исследователей исторических источников, способных читать между строк, будет трудно не согласиться с выводом, вытекающим из прочитанного у Карамзина, о том, как складывалась русская нация. Нет сомнения в том, что рассказ о том, как послали за варягами для наведения порядка на Руси, - всего лишь придуманная легенда, оправдывающая завоевателей - норманнских витязей. И само слово "русь" - самоназвание рода викингов, из которого пришло на территорию нынешней России войско во главе с Рюриком. А слово "варяги"- суть враги, с которыми дикие и разобщенные славянские племена воевали на протяжении веков, причём, что наиболее вероятно, сами устраивали погромы и разбойничьи набеги. Поэтому завоеватели, будучи значительно более цивилизованными, чем славяне, безусловно, оказали положительное воздействие на развитие складывающейся русской нации.
______________________________
Продолжение следует.