Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ДЕТИ ВОЛАНДА
 
Владимир Сандлер
 
  
 

8 ноября 1920 года скончался Семён Акимович Ан-ский, не дожив нескольких недель до премьеры своей мистической пьесы 'А-Дибук', принесшей ему мировую известность.
 
  
 
Настоящее имя автора этого уникального произведения было Соломон Аронович Раппопорт. Он родился в 1863 году под Витебском в ортодоксальной еврейской семье. Получив традиционное еврейское образование в хедере, Соломон до 17 лет не знал русского языка. Уже учась в ешиве, он увлёкся идеями еврейского просвещения, став членом движения 'Аскала' и под влиянием народников порвал с ортодоксальным иудаизмом. Проявив незаурядные способности, Соломон за короткое время в совершенстве изучил русский язык и отправился проповедовать среди восточнославянского населения. Он вёл страннический образ жизни, занимался переплётным, кузнечным и другими ремёслами, даже работал шахтёром. Его неоднократно арестовывали, высылали, заключали в тюрьму. Оказавшись классным рассказчиком, Соломон, которого шахтёры прозвали Семёном, стал публиковать в Екатеринославских и Херсонских изданиях статьи из шахтёрского быта. Тогда-то его и заметил крупнейший русский писатель-народник Глеб Успенский, придумавший литературный псевдоним С. Ан-ский, связанный с именем матери Соломона - Хана (Анна). Вся дальнейшая жизнь Соломона была наполнена невероятными событиями. Он жил в Париже и Берне, стоял у истоков партии социалистов-революционеров (Эсэров), сочинял прозу и стихи на идиш и на русском. Написанная на идише, 'Клятва' стала 'Марсельезой еврейских рабочих' и была принята в качестве партийного гимна Бундом. В дальнейшем он перевёл на идиш текст 'Интернационала'.
Вернувшись в Россию в 1909 году, С. Ан-ский заразился идеей грандиозного научного мероприятия - организацией этнографической экспедиции по еврейской черте оседлости и преуспел в этом начинании. Однако Первая мировая война прервала эту уникальную деятельность. Зато в годы войны Ан-ским было написано самое значительное из его художественных произведений - пьеса 'А-Дибук, или меж двух миров', как я уже сказал выше, принесшая ему мировую известность. В основу пьесы был положен сюжет из еврейских народных преданий. Молодой человек, разлучённый с невестой, погибает, но душа его (согласно Каббале) отдается дьяволу, который заставляет её беспомощно скитаться в физическом мире, не имея тела. И она в отчаянии становится дибуком - демоном, который вселяется (как бы прилипает - от слова 'девек' - клей) в девушку и делает её одержимой. Демона удаётся изгнать, но девушка умирает. Таков жуткий сюжет пьесы, написанной на идише. В 1916 году знаменитый Х-Н Бялик переводит пьесу на иврит. Как я уже говорил, сам автор не дожил до премьеры. А 31 января 1922 года в Москве на сцене Библейской студии Габима состоялась премьера спектакля 'А-Дибук', поставленного на иврите выдающимся российско-армянским режиссёром Евгением Вахтанговым.
 
  
 
Спектакль потряс искушенную московскую публику. Вахтангов (ещё одно мистическое совпадение) умирает спустя 4 месяца после премьеры. Но спектакль живёт! После триумфального мирового турне Габимы 1926-1930 годов он был признан одним из наиболее выдающихся театральных достижений XX века.
 
  
 
О нём восторженно отзывались многие мировые знаменитости, в том числе: Альберт Эйнштейн, Бернард Шоу, Сергей Эйзенштейн, Рабиндранат Тагор, Марк Шагал и Давид Бен-Гурион. Для Габимы, вскоре переехавшей из Москвы в Тель-Авив, 'А-Дибук' был и остается самым большим художественным и коммерческим достижением за всю её историю. С другой стороны, 'А-Дибук' - единственный спектакль Вахтангова, объездивший почти весь мир и игравшийся в первоначальном виде в течение более сорока лет, со дня премьеры в январе 1922 года и до середины 1960-х.
И вот, наконец, на прошлой неделе этот уникальный театральный шедевр прибыл в Ашкелон. Театр 'Гешер' представил публике спектакль 'А-Дибук' в постановке Евгения Арье и в современной интерпретации драматурга Рои Хена.
 
  
 
На протяжении 2-х вечеров подряд счастливые обладатели билетов до отказа заполняли зал ашкелонского Дворца культуры. Я был очевидцем триумфа режиссуры и коллектива исполнителей. Эмоционально, глубоко, динамично, на одном дыхании, профессионально и просто великолепно - такие эпитеты я слышал в зале от восторженных зрителей. Подобные слова звучали на встрече представителей русскоязычных СМИ с коллективом театра 'Гешер'.
 
  
 
Встречу с фуршетом организовали перед вторым спектаклем обаятельная Мила Беккер и директор ашкелонского Дворца культуры Ицик Перец.
 
  
 
Событие, надо сказать, знаменательное, учитывая замечательные слова, сказанные директором (выходцем из Марокко) в адрес 'русской' общины Израиля, вносящей колоссальный вклад в повышение уровня культуры и искусства в нашей стране.
 
  
 
 
  
 
 
  
 
Свойственное мне ассоциативное мышление заставляет меня переносить философские идеи, навеянные произведениями искусства, на нашу действительность. А она весьма грустная. Такое ощущение, что творения Воланда (он же, как известно, - сатана, он же - дьявол) под ликами 'дибуков' вселились в души некоторых представителей истеблишмента вкупе с журналистами и полицейскими. Развёрнута оголтелая кампания против 'русских' израильтян, против нашей общины в преддверие внеочередных выборов в Кнессет. Мне довелось беседовать с несколькими 'русскими' ашкелонцами, которые прежде либо не интересовались политикой, либо поддерживали 'несекторальные' партии: 'Ликуд', 'Авода', 'Еврейский дом', 'Еш Атид'. Всем им определённо не по душе Либерман и партия НДИ. Они не поддерживают 'поселенцев', они критикуют депутатов от этой партии, которые, по их мнению, делают не достаточно на благо русскоязычной общины. Но все они понимают, что в условиях, когда против нас ополчились силовые ведомства и СМИ, мы должны сплотиться и поддержать НДИ. Ради себя и своих детей, ради лучшего будущего в этой стране. Ведь какая партия кроме НДИ будет бороться за то, чтобы приехавшие в страну репатрианты в зрелом возрасте, проработавшие в стране исхода 10-20 и более лет, и тяжело работающие в Израиле, по достижению пенсионного возраста не оказались бы в категории нищих. Меня лично раздражает, когда некоторые политики заявляют, что исключительно они добились выплаты 3600 шекелей для лиц, оказавшихся во время войны в эвакуации. И как будто бы партия НДИ к этому не причастна. Разве депутаты от НДИ голосовали против? Разве не они участвовали вместе с нами в пикетах и демонстрациях, когда, например, партии 'Еш атид' ещё попросту не существовало? Конечно, и в других партиях есть хорошие люди: и в арабских, и в религиозных... Но разве мы можем надеяться, что они будут лоббировать наши интересы? Подумайте и сделайте правильный выбор. Объясните своим родственникам, друзьям и соседям, что нужно сплотиться и голосовать за своих. Не дайте 'дибукам' проникнуть в наши души!
Шабат Шалом!