Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
РАССУЖДЕНИЯ О ПРАЗДНИКЕ И О СВОБОДЕ
 
Владимир Сандлер
 
  
 

Вполне естественно, что в канун, пожалуй, самого главного еврейского праздника - Песах, мысли философско-исторического масштаба посещают головы многих из нас. Впрочем, у некоторых евреев мысли имеют, как бы это точнее выразиться, религиозно-традиционное направление, связанное с библейскими рассказами, молитвами, обрядами и атрибутикой.

Но себя я к этой второй категории не причисляю. По-видимому, это у меня от моего дедушки, который когда-то давно пересказывал мне полученную им ещё в период обучения в витебском Хедере информацию об Исходе наших предков из египетского рабства. Так вот, моего дедушку в Хедере звали Элиягу Бен Хаим (это потом уже, при советской власти, стали именовать его Ильёй Ефимовичем, хотя в паспорте было записано Элья Хаимович). Несмотря на религиозное начальное образование, он стал марксистом. В 1902 году, когда ему исполнилось 18, он был призван в армию и служил в артиллерийском полку в Красном селе под Петербургом. Помню, он мне рассказывал, как однажды к ним в полк приехала царская семья, и государь с императрицей, обходя строй солдат, пожали ему руку. Это было как раз во время праздника Песах, накануне православной пасхи. Но даже такая 'близость к престолу' не повлияла на глубокие процессы ломки психологии и мировоззрения, происходившие в сознании молодого еврейского артиллериста. Он постепенно забросил читать свои молитвы, обращенные к Всевышнему, и под влиянием социалистических прокламаций переродился в материалиста и атеиста. А в 1903 году Элиягу вступил в РСДРП. Могу себе представить, как это было романтично: конспиративные собрания, изучение марксисткой литературы, диспуты на политические темы... К началу 1905 года мой дед был уже сформировавшимся революционером, готовым совершить подвиг ради обретения свободы и победы над эксплуататорами: помещиками и буржуазией. Сразу после петербургских событий 9-го января, известных как 'кровавое воскресенье', он участвовал в массовой манифестации. На разгон демонстрации была брошена полиция, и в возникшей сумятице Элиягу кулаком ударил по лицу жандармского пристава. Он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Но, как известно, волнения, начавшиеся в столице Российской империи, быстро распространились на Москву и другие регионы, превратившись в настоящую революцию. Была объявлена амнистия политическим заключённым. Символично, что буквально накануне Песаха Элиягу был выпущен из тюрьмы и даже был демобилизован из армии, обретя, таким образом, подлинную Свободу. Триумфатором вернулся он в родной Витебск, где поступил работать слесарем-наладчиком на механический завод. В Витебске, как и во многих других городах, действовали партийные ячейки РСДРП. Естественно, мой дедушка был одним из активистов, занимался распространением марксистской идеологии, направленной на создание условий для грядущей социальной революции. В огромном большинстве витебские революционеры тех лет были евреями. Ведь в целом евреи составляли тогда более половины населения города, а будучи поголовно грамотными, в марксистских кружках они доминировали. Но я не собираюсь сегодня рассказывать о жизненном пути моего деда, хочу лишь поделиться именно тем фактом, что до последних дней (а умер он в 1977 году в возрасте 93 лет) он, будучи идейным атеистом, отмечал один еврейский праздник - Песах, который всегда оставался для него символом свободы.

Сколько себя помню, в эти весенние пасхальные дни в нашем доме неизвестно откуда появлялась маца. Она была завёрнута в газеты и представляла собой бесформенные груды обломков и казалась нам со старшим братом самым вкусным лакомством. Сладкие русские пасхальные куличи не шли ни в какое сравнение с мацой. Мои родители в синагогу не ходили, но всегда находились близкие и друзья, приносившие в подарок на 'еврейскую пасху' газетный свёрток с мацой. Лишь в 80-е годы, и особенно во время горбачёвской перестройки, я, как и другие самарские евреи, выстаивал в единственной на миллионный город действующей синагоге огромные очереди за пасхальной мацой. Правда, находиться в этой очереди было совсем не в тягость, скорее наоборот. Встречи с интересными людьми, новости еврейской жизни и рассказы об Израиле. Где ещё в те годы подобное услышишь? То ли дело здесь и сейчас, в свободной еврейской стране Израиля!

На предпраздничный вечер, посвященный Песаху, в ашкелонский хостель Неве Дкалим приехали замечательные музыканты: пианистка Женя Подолич и солист Израильской оперы, лирический баритон Дмитрий Ловцов. Перед началом концерта с кратким приветствием выступил известный общественный деятель Давид Бен Авраам.
 
  
 

Он поздравил жителей хостеля с праздником и поблагодарил их за активное участие в состоявшихся недавно выборах в Кнессет, передал приветствия от председателя партии НДИ, министра иностранных дел Авигдора Либермана и от министра алии и абсорбции Софы Ландвер.
А потом состоялся концерт. Я до этого дня не был знаком с творчеством Дмитрия Ловцова.
 
  
 

Встреча с этим артистом и певцом, солистом Израильской оперы оставила великолепное впечатление. Сильный, хорошо поставленный голос исключительно приятного тембра.
 
  
 

Дмитрий исполнил на языках оригиналов арии из опер европейских композиторов, продемонстрировав настоящее итальянское бельканто. Затем прозвучали русские народные песни, в том числе 'Из-за острова на стрежень'.
 
  
 

С особым теплом публикой были встречены песни из репертуара великого Муслима Магомаева: 'Благодарю тебя', 'Свадьба'. Голосовые возможности и незаурядный артистизм певца оказались способными до слёз растрогать многих зрителей.
 
  
 

Ну и, конечно же, Женя Подолич, уникальный концертмейстер и ведущая! Она исполнила и несколько сольных виртуозных фортепьянных пьес, по праву заслужив гром аплодисментов. А в конце, как бы в напоминание о еврейско-пасхальной направленности концерта, прозвучала на иврите песня на музыку израильского композитора Узи Хитмана 'Адон Олам'. По сути, эта песня, название которой можно перевести как 'Господь Мира' или 'Вечный Господь', является молитвой иудейской литургии, прославляющая вечность и величие Б-га. Кто написал стихи, точно неизвестно, чаще всего авторство приписывается Ибн Гвиролю (XI век). Вот так символично и грандиозно закончился этот замечательный концерт.
И мне остаётся лишь присоединиться к поздравлениям и пожелать всем читателям весёлого и кошерного праздника Песах и, как всегда,
Шабат Шалом!
 
  
 

Фото - Таня Бейлина