Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ АНАЛОГИЯХ
 
Владимир Сандлер
 
  
 

Наиболее значительные события последних дней, занимающие максимальную площадь израильских газет - это разрушительное землетрясение в Непале, унесшее многие тысячи жизней, а также мучительный процесс попыток формирования правящей политической коалиции и нового израильского правительства.

Как это не кощунственно выглядит, но в некоторых журналистских публикациях степень трагизма политической жизни Израиля оказывается выше страданий сотен тысяч людей, ставших, в той или иной степени, жертвами непальской катастрофы.

А между тем, наш народ, как всегда бурно, отметил 67-ю годовщину независимости Израиля и готовится отпраздновать не менее знаменательную и важную для нас дату - 70 лет со дня победы над нацистской Германией.

Ко мне обратилось немало людей, смотревших 20 апреля по Девятому каналу программу 'Герой дня'. Один из сюжетов программы был посвящен Ашкелону. Присутствующие в студии ректор - создатель Московской классической академии им. Маймонида профессор Вероника Ирина-Коган и заместитель мэра Ашкелона д-р Алик Солтанович рассказывали зрителям и ведущему программы - Владимиру Рав-Циону о проекте, связанном с археологическими раскопками в Ашкелоне.
 
  
 

Говоря об источниках информации, касающихся истории Ашкелона, Вероника Рафаиловна Ирина-Коган, сослалась на мою работу, опубликованную в Интернете. Собственно говоря, этим фактом и были вызваны вопросы моих знакомых, которых заинтриговал данный сюжет.
 
  
 

При этом все обратившиеся ко мне отмечали яркость и необычайную выразительность личности профессора Ириной-Коган, её клокочущую энергетику, а также харизматичность в сочетании с интеллигентностью и природным артистизмом. Признаюсь, столь высокая оценка уважаемым учёным моих исследований по истории Ашкелона оказалась для меня весьма лестным сюрпризом. Кстати, многие ашкелонцы знакомы с этой моей работой, публиковавшейся в журнале РИФ в 2006 - 2007 годах. Вероника Рафаиловна убеждена, что если расширить археологические исследования, подключив к этой работе профессионалов, вооруженных современными технологиями и оборудованием, можно будет обнаружить материальные доказательства научной гипотезы, согласно которой Ашкелон является древнейшим в мире городом-портом. Заметьте, климатические условия в Ашкелоне и окрестностях намного благоприятнее для жизни человека, чем, например, в Иерихоне, который считается на сегодняшний день самым древним городским поселением и который расположен в Иудейской пустыне в 100 километрах к востоку от нашего города.
Надо сказать, что после публикации серии очерков 'Ашкелон. История длиной 5 тысяч лет', я продолжал изучать различные исторические источники. И сегодня хочу рассказать об одном уникальном объекте, находящемся на территории медицинского центра Барзилай, притягивающем в Ашкелон на протяжении более тысячи лет паломников из числа мусульман-исмаилитов.
Пожалуй, первая и самая ужасная трагедия, приведшая к расколу всех мусульман на два враждующих между собой течения (сунниты и шииты) произошла в 680 году в окрестностях города Кербелы (территория современного Ирака). Речь идёт об убийстве Хусейна ибн Али, внука Мухаммеда, сына его дочери Фатимы и Али ибн Абу Талиба. Последний был не только ближайшим сподвижником создателя ислама, не только его зятем, но и двоюродным братом, а также Четвертым праведным халифом (наместником пророка Мухаммеда) мусульман. Личность Хусейна, любимого внука Мухаммеда, которого он сам называл частью своего тела, в исламе озарена ореолом святости. День рождения Хусейна отмечается всеми мусульманами как праздник, а день его героической гибели является для шиитов днём траура и скорби. По преданию, отрубленная голова Хусейна была захоронена в большой мечети Дамаска, который был тогда столицей халифата. Однако в девятом веке, по соображениям сохранности объекта поклонения, голова Хусейна была перевезена в Ашкелон. В 1098 году Ашкелон был включён в состав так называемого фатимидского халифата. Для головы Хусейна был построен великолепный мавзолей. Когда в 1153 году Ашкелон был осаждён крестоносцами, голову Хусейна перевезли в Каир, который специально был построен фатимидами в 1072 году в качестве новой столицы халифата. Однако святость ашкелонского мавзолея Хусейна при этом не исчезла, он так и остался местом паломничества для мусульман-исмаилитов.
В июле 1950 года по приказу Моше Даяна, бывшим тогда генералом ЦАХАЛа, мавзолей был взорван сапёрами Армии обороны Израиля. В середине 50-х годов это место оказалось на территории, предназначенной для строящегося медицинского центра. А в конце 90-х годов площадку, на которой многие века находился мавзолей, мусульмане-фатимиды выложили мраморными плитами и огородили красивым забором из белого мрамора. С той поры ежегодно мусульмане-исмаилиты из Индии, Пакистана, Бангладеш и других стран, считающиеся друзьями Израиля, совершают своеобразный хадж в Ашкелон - в честь имама Хусейна. Сначала они посещают Дамаск, оттуда приезжают в Ашкелон и заканчивают свой путь в Каире.
 
  
 


Характерно, что период присутствия фатимидов в Ашкелоне способствовал развитию и процветанию города. Еврейская община в те давние годы пользовалась у властей уважением. Дело в том, что возвышение Фатимидов произошло благодаря народному восстанию берберов, обитавших на территории современного Марокко. Они шли под лозунгами пришествия имама Махди (мессии). В январе 910 г. вождь исмаилитов Убайдаллах был провозглашён мессией и принял титул халифа. Фатимиды подчинили себе страны Северной Африки, Сицилию, Левант, побережье Красного моря и продолжали борьбу за установление господства во всём мусульманском мире. Фатимидский халиф Аль Хаким провел программу прогрессивных реформ. Он запретил рабство и многожёнство, отмечая, что мусульманин может иметь до 4-х жён лишь как исключительную меру в чрезвычайных обстоятельствах. Идеологи фатимидов выходцы из Северной Африки, осознавая свое невежество, были вынуждены в части гражданской администрации опираться на более образованные христианские и еврейские круги. Поэтому основу административного аппарата фатимидов Ашкелона составляли христиане и евреи.
Экстраполируя события в Ашкелоне тысячелетней давности на наше бурное время, можно найти некоторые политические аналогии. Я предлагаю вам проделать это самостоятельно.
В заключение хочу поздравить всех читателей и особенно - ветеранов Второй мировой войны - с 70-летием Великой Победы!
И, как всегда, Шабат Шалом!