Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
"ЗОЛУШКА" ВАЛЕРИЯ ПАНОВА В АШКЕЛОНЕ
 
Эпохальной вехой в становлении классического балетного искусства Израиля стала, по общему мнению специалистов, постановка труппой 'Театр-балет Валерия Панова' спектакля "Золушка"* Вечером 14 июля занавес театрально-концертного зала ашкелонского Дворца Культуры открылся с задержкой на 15 минут* Трех-актовое представление завершилось триумфально
 
  
 


Владимир Сандлер 14.07.10

Фото - Константин Гутерман
____________________________________

В Израиле традиционно любят танцы, и жемчужина местной ривьеры - Ашкелон - тому не исключение. Танцуют дети - в детских садах и в школах, танцует молодежь - в пабах и на дискотеках, танцуют люди среднего и солидного возрастов, среди которых очень популярны проводимые в различных клубах танцевальные вечера под музыку "шестидесятых". Еженедельно по вечерам на большой площадке центрального ашкелонского пляжа "Далила" при стечении огромного количества зрителей танцуют так называемые израильские народные танцы. А сколько в Ашкелоне хороших и разных танцевальных ансамблей - трудно сосчитать! А еще - огромная популярность бальных - латиноамериканских и спортивных танцев, танцев народов мира - от эфиопских, йеменских и марокканских до бухарских и кавказских, андалузских и аргентинских, есть даже "Академия классического балета"!
 
  
 

Казалось бы, при такой популярности жанра, премьерный показ впервые осуществленной в Израиле постановки полноценного балетного спектакля, должен был вызвать аншлаг в кассах замечательного Дворца Культуры, учитывая к тому же, что автор постановки - не кто иной, как сам Валерий Панов - знаменитый на весь мир балетмейстер. Увы, аншлага не случилось... Зал заполнился, на мой взгляд, процентов на 80 лишь к концу первого действия, причем в основном публика была русскоязычной. Почему так произошло - разумеется, вопрос риторический. Объявленное время начала спектакля - 19:30, тогда как у части зрителей в билетах было указано 20:30, а посему занавес открылся с задержкой на четверть часа, и на протяжении почти всего первого действия зрители постепенно заполняли зал.
 
  
 

С учетом изложенного, сам факт названия этого балетного спектакля по сказке Шарля Перро на музыку великого Сергея Прокофьева - "Золушка", вызвал во мне определенные философские ассоциации: "Вот так и вся наша волна репатриации, рассуждал я, именуемая на иврите ёмким термином "алия", является на Исторической Родине своего рода Золушкой, причем для большинства из нас столь вожделенный момент реализации нашего внутреннего потенциала и воздаяния справедливости в образе Сказочного Принца за эти 20 лет еще на настал. Продолжая аналогии, израильское государство должно, таким образом, ассоциироваться, по-видимому, с отцом Золушки, находящемся под пятой у своей новой жены, мачехи Золушки - правительства со своими неуклюжими дочками - институтами бюрократии, ревностно охраняющими свой покой и видящими в Золушке-алие опасную конкурентку.
 
  
 
Разумеется, продолжая тему, и сам "Театр-балет Валерия Панова" попадает под определение Золушки по отношению к власть имущим невеждам и ретроградам... Хотя возможно, талант и колоссальный подвижнический труд Валерия Панова явились той волшебной феей, которая вызвала к жизни Сказочного Принца в лице руководителей Ашдода, и других госструктур, спонсирующих данный проект..."
 
  
 

Погрузившемуся в подобные размышления мне вдруг представились все окружающие меня в зале зрители Золушками - цельными красивыми натурами с одухотворенными, сияющими внутренним светом глазами, устремленными в яркое сценическое пространство, где в красивых декорациях, сотворенных талантом и руками их авторов, артисты Театра балета Панова в замечательных оригинальных костюмах под божественную музыку Прокофьева творили сказочное действо. Мультинациональный коллектив балерин и танцовщиков театра являл собою в этот вечер слаженный ансамбль, одухотворенный идеями постановщика-балетмейстера, выражая собой его свободолюбивую философию в сочетании с фантазией, не имеющей границ и зачастую выходящей за рамки традиций петербургской школы классического балета. Масштаб этого изумительного действа поражал воображения зрителей, время от времени взрывавшихся аплодисментами.
 
  
 

Вот уже 10 лет мы являемся свидетелями процесса создания и становления в Израиле новой балетной школы мирового уровня. Все эти годы душой театра, главным администратором и вдохновителем самого Маэстро была любимая ученица и супруга Валерия Панова - благословенной памяти Илана. До сих пор коллектив труппы показывал нам лишь концертные программы, составленные из фрагментов различных балетов, если не считать поставленный в 2006 году изумительно-новаторский одноактный балет "Кармен".
 
  
 

Для воплощения в реальность мечты супругов - ставить в Израиле полноценные балетные спектакли, были привлечены в труппу артисты балета из разных стран, после чего, около полутора лет назад, началась работа над "Золушкой". Когда после спектакля мне вместе с обаятельной Милой Беккер и фотохудожником Константином Гутерманом удалось побеседовать с Валерием Пановым и директором театра Леонидом Елизаровым, Валерий напомнил, что Золушка для него - это не новый балет, уже более 30 лет он ставит этот спектакль на разных сценах мира. Более того, именно этот балет, проповедующий идеи справедливости и любви, был первой его постановочной работой в качестве балетмейстера. Премьера состоялась в 1977 году на знаменитой сцене театра 'Дойче опера' в Западном Берлине. Я попросил Маэстро дать собственную профессиональную оценку уровня новой постановки, на что Валерий, напомнив о свойственной ему скромности, сказал, что ничего более высокого в мире не существует. Когда же я спросил, чем были вызваны организационные накладки сегодняшнего премьерного спектакля в Ашкелоне, включая отсутствие программок и текста либретто, Леонид Елизаров, вступивший в разговор, сказал, что данное выступление расценивается труппой как своего рода "обкатка"... Первая подобная триумфальная "обкатка" состоялась, как известно, в переполненном зрителями новом ашдодском зале 'Аудиториум' 27 июня, после чего 8-го июля триумф продолжился или даже усилился в Бат-Яме, и вот теперь, спустя неделю, Ашкелон. Приведу еще одно наблюдение, характеризующее эмоционально-художественный уровень постановки Панова. Сегодня в зале было как никогда большое количество детей, в том числе - совсем маленьких, возрастом от 2-х лет (Поставлю этот в факт в зачет администрации Дворца Культуры и той же Миле Беккер, за то, что сумели привлечь совсем юных зрителей и их родителей сказочным сюжетом). Так вот, эти малышки, ни одна из них, не капризничали и не кричали (разве что, громко хлопали в ладоши вместе со взрослыми) на протяжении довольно долгого представления, состоявшего из трех отделений и затянувшегося до позднего вечера!
 
  
 

В заключении, учитывая отсутствие, как сказано выше, программок, я с большим удовольствием хочу познакомить вас с информацией об артистах, исполнивших главные роли балетного спектакля. Партию Золушки танцевала 18-летняя Диана Фрумсон, выпускница балетной школы при театре балета Валерия Панова. Роль принца исполнял англичанин Винс Смарт - окончивший балетную академию в Бирмингеме и до 2008 года работавший в труппе Русского балета в Лондоне. Одну из дочерей мачехи танцевала Лариса Черницкая, выпускница Харьковского хореографического училища, до переезда в Израиль работавшая в Харьковском Академическом Театре оперы и балета. С 1998 года она танцует в труппе 'Театр-балет Валерия Панова'. Сейчас Лариса - главный репетитор и педагог в балетной школе В.Панова. А роль второй сестры исполняла Анетта Бардина - выпускница Алма-Атинского хореографического училища, танцевавшая в Алма-Атинском театре оперы и балета, а с 2001 года - в труппе Театра балета Валерия Панова.
 
  
 
Роль мачехи танцевала Шири Сенилевич, учившаяся в балетной академии австрийского города Зальцбург и работавшая до 2008 года в труппе "Аристокласс". Японская балерина Юрика Аоки танцевавшая партию шута, окончила балетную академию в Бирмингеме, она лауреат национального балетного конкурса Японии и солистка труппы "Нагано", с 2008 года танцует в труппе 'Театр-балет Валерия Панова'. Партию феи исполнила Мария Шевченко, в 2000 году окончившая Рижское хореографическое училище.Танцевала в Латвийской Национальной Опере, Национальной Опере Варшавы, в труппах Стокгольма, Будапешта, Земпер-опере в Германии. С 2008 года танцует в труппе "Театр-балет Валерия Панова". Леон Храпунский, исполнивший роль учителя танцев, окончил балетную школу при Театре балета Валерия Панова. Среди участников спектакля - и ашкелонский танцовщик Юваль Табиб, учившийся в израильской балетной школе Бат-Дор, после чего танцевавший в балетных труппах США, был солистом израильской труппы 'Коль ве дмама'.
 
  
 

И еще. Перелистывая страницы Интернета, я был приятно удивлен наткнувшись на одном из форумов на информацию о том, что костюмы к спектаклю "Золушка" шила и частично придумывала жительница Ашкелона некая Елена...