Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ГЕНИИ В АШКЕЛОНЕ...
 
Это случилось в ашкелонском концертном зале Дворца Культуры 17 июня. Можно сожалеть о том, что партер замечательного очага культуры был заполнен примерно на две трети. Правда, работники Дворца Культуры не ожидали и такого количества людей, ведь считается, что любителей жанра камерной музыки в Ашкелоне не очень много. А жаль!
О каких же гениях, вынесенных в заголовок, я собираюсь поведать? Вам, дорогой любопытный читатель, не терпится узнать... А ведь и правда, посмотрите на анонсы, рекламные щиты..., загляните в интернет... Нигде никакого намека на гениев. Но это для непосвещенных. Настоящие же ценители искусства, и в частности - музыки, краем глаза увидев, либо в пол-уха услышав имя Гиль Шохат, непроизвольно вздрагивают - да ведь это 'израильское чудо', мальчик, слывший когда-то вундеркиндом, сродни Моцарту, в возрасте 12 лет исполнял с огромным успехом свои произведения.
 
  
 
Гиль Шохат

Сегодня 36-летний Гиль - один из наиболее известных во всем мире музыкантов. Он, имеющий ученую степень Римской музыкальной академии, завершивший свое образование в Кембридже, - композитор, дирижер и пианист-виртуоз. Гиль Шохад на сегодня автор 9-ти симфоний, 8-ми концертов для фортепиано и других солистов с оркестром, 3-х опер, многих других музыкальных произведений. Их премьеры с успехом проходят в самых крупных музыкальных центрах Европы и Америки... В июле месяце состоится награждение Гиля Шохата Рыцарским знаком Французской Республики... Осенью 2005 года Гиль назначен музыкальным руководителем Израильского камерного оркестра, став таким образом самым молодым музыкантом, который когда-либо возглавлял в Израиле большой оркестр.
 
  
 

В рекламном объявлении, опубликованном на интернет-сайте 'Ashkelon.ru' (другой рекламы мне найти не удалось) было написано: 'Шубертиада', автор, ведущий и исполнитель Гиль Шохат. В программе:
1) Фантазия 'Скиталец'; исполнитель - Виктор Станиславский (фортепиано). 2) Фантазия фа минор для фортепиано в четыре руки; исполнители - Гиль Шохат, Виктор Станиславский.
3) Экспромты - оп. 90; исполнитель - Гиль Шохат - фортепиано.
4) Вокальный цикл 'Зимний путь' - на слова поэта Вильгельма Мюллера; солистка - Браха Коль меццо-сопрано (Израильская опера), Гиль Шохат - фортепиано.
В програмке значилось также имя музыковеда Светланы Левитан, которой - по задумке организаторов концерта - отводилась довольно тревиальная роль переводчицы на русский язык комментариев Гиля Шохата. И об этом следует сказать особо. Гиль, будучи великолепно образованным музыковедом, обладает уникальным даром лектора-популяризатора, и он построил всю программу как интереснейшую лекцию (какое скучное слово, фактически это был искрометный спектакль!). Вот что рассказала мне Мила Беккер, работник Дворца Культуры, инициатор данного представления, имеющая неофициальную должность ответственного за 'русскую улицу': 'Данный концерт был из разряда 'на выбор' для обладателей абонемента 'класси-кейф'. Буквально за час до концерта я познакомила Гиля Шохата со Светланой Левитан, ранее они общались только по телефону. Гиль с пониманием отнесся к моему предложению переводить его комментарии на русский язык, учитывая, что большая часть обладателей абонементов - русскоязычная публика'. Когда же Светлана - уже в процессе выступления - вдруг начала в лучшем смысле слова 'импровизировать' (я использую здесь известный музыкально-джазовый термин), Гиль не скрывал своего восхищения, чем не приминул поделиться с публикой. Оказалось, что он неплохо понимает русский язык, а потому сумел по достоинству оценить выступления Светланы Левитан, которая проявила незаурядный талант и глубину знаний музыковеда. (Замечу от себя, что Светлана Левитан, проживающая ныне в Ашкелоне, немало лет проработала музыковедом в Аргентине, и за успешную просветительскую деятельность была награждена Государственной премией этой страны). С этого момента Светлана Левитан стала партнером-творцом Гиля Шохата, переводя и великолепно дополняя творимое им комментариями на русском языке, за что неоднократно срывала аплодисменты зала.
 
  
 

Светлана Левитан

Будучи авансом комплиментарно представленным публике самим маэстро, молодой израильский пианист Виктор Станиславский не подкачал и удивил зал отменной техникой пианиста-виртуоза. Нет сомнений, он не зря носит звания лауреата международных конкурсов пианистов, среди которх - очень престижный, проводящийся в США, конкурс имени Вэна Клайберна.
Кривая нарастания уровня восхищения в зале подкрепилась искрометным исполнением 'Фантазии фа-минор' обоими пианистами - в четыре руки. Фантазия, которую Гиль Шохад охарактеризовал как реквием Шуберта, убедительно доказав это, используя музыкальные аналогии с творчеством Моцарта и Бетховена. Кстати, Гилю, на мой взгляд, удалось ввести в атмосферу зала дух еще одного музыкального гения - Франца Шуберта, великого музыканта, творившего в Вене в первой трети 19-го столетия и трагически умершего в возрасте 31 года. В свое время могучая сила лирического дарования молодого композитора глубоко поразила самого Бетховена. Тогда радостно возбужденный, он воскликнул: 'Поистине в этом Шуберте живет искра божья. Он еще заставит говорить о себе весь мир!' Только спустя 40 лет после смерти Франца Шуберта потомки начали постепенно открывать для себя его наследие.
Второе отделение концерта началось потрясающем по силе и глубине исполнением Гилем Шохатом Экспромтов Шуберта. После первых же аккордов в моей памяти всплыл вечер в зале Куйбышевской филармонии начала 70-х годов. Экспромты Шуберта исполнял Святослав Рихтер... Как и тогда, по всему моему телу побежали мурашки... Ощущение нереальности происходящего... Полная свобода владения инструментом (кстати, хорошим - 'Стейнвэй', да и акустика в зале, надо сказать, отменная, чего не скажешь о внешнем виде сцены - обшарпанные пол и драпировка...) позволяет выразить то, что творится в душе у художника...
Завершился концерт песенными циклами Шуберта, где солировала уникальная израильская певица, обладательница весьма специфического меццо-сопрано Браха Коль.
 
  
 

Браха Коль

Как поведал публике Гиль Шохат, совсем немного в мире певиц, способных исполнять песни Шуберта. Браха Коль, ведущая солистка Израильской Оперы - одна из них. Высочайший драматизм, проникновение в образ - на грани возможного. О профессионализме и владении голосом - как говорится, 'ничего не скажешь!'. Браха выступает с сольными концертами в самых престижных залах мира - от Италии до Японии. Между прочим, Гиль Шохат поведал, что первая музыкальная профессия и вторая академическая степень Брахи - флейта. Возможно под воздействием этого откровения я временами воспринимал эту необыкновенно красивую, совершенно сложенную певицу, обладающую божественным голосом как поющую флейту.
 
  
 

Концерт, длившийся почти три часа, пролетел как одно чудное мгновение, но впечатление - на всю оставшуюся жизнь. Как повезло мне и другим зрителям, и я повторю слова Василия Аксенова, 'Как жаль, что Вас не было с нами!'

Ваш Владимир Сандлер