Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
МНОГОГРАННЫЙ ШОПЕН
 
Владимир Сандлер
 
  
 

Алессандро Дельяван (Alessandro Deljavan) – пианист и дирижер (Италия). Его мама – итальянка, а отец родом из Ирана. Ему не было и двух лет, когда он познакомился с фортепиано. Его учителями в миланской консерватории имени Верди были такие известные музыканты, как Лазарь Берман, Дмитрий Башкиров, Менахем Пресслер, Ричард Гуд и Андреас Штайер. В 1996 г. Алессандро выиграл музыкальный конкурс во Франции, в 2010 году занял 2-е место в Южной Корее, был среди победителей конкурса Вэна Клайберна.
 
  
 

Выступал со многими известными оркестрами, включая симфонический оркестр Мариинского театра – Санкт-Петербург, Миланский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Литвы. Он принимал участие в таких фестивалях, как Фестиваль Шопьена в Париже, Болонский фестиваль, Фестиваль Листа в Италии, «Музыкальная весна» на озере Комо, Италия и Международный фестиваль пианистов в Боготе, Колумбия. Он играл в ансамблях с другими музыкантами, включая квартеты «Tapesh» и «Brantano», снимался в фильмах «Виртуозность» и «Ференц Лист, годы паломничества» (итальянское телевидение), выступал в прямом эфире на европейском радио.

Яков Рубинштейн – известный израильский скрипач, концертмейстер ансамбля «Солисты Тель-Авива». Как и Алессандро Дельяван, был вундеркиндом и, начиная с 7 лет, гастролировал во многих европейских странах, а также в Израиле, Японии, Китае и США.
 
  
 

В качестве солиста он выступал со многими оркестрами Европы и мира, а в знаменитом Бамбергском симфоническом оркестре (Германия) на протяжении 15 лет был первой скрипкой.
 
  
 

Первое отделение откроется исполнением музыкальной пьесы знаменитого польского композитора-романтика и скрипача Генрика Венявского (1835 – 1880) под названием «Легенда». Она занимает особое место в творчестве Венявского, которого называли вторым Паганини. Гениальный скрипач и композитор родился в Люблине, в ассимилированной еврейской семье. А в возрасте 8-ми лет Генрик был принят в порядке исключения в Парижскую консерваторию. Ему было 11, когда он с триумфом её закончил, получив большую золотую медаль, а также бесценный дар от российского императора Николая I – скрипку работы Гварнери. В 1858 году в Париже Венявский познакомился с Антоном Рубинштейном. Два великих музыканта с огромным успехом стали концентрировать вдвоём. В Лондоне Рубинштейн познакомил Венявского с аристократической семьёй Хемптонов, лорд Д. Осборн, их родственник, был известен как пианист и композитор. Генрик влюбился в Изабеллу Хемптон, молодые люди решили пожениться. Однако её отец был против брака, он считал, что жених не имеет финансовой стабильности и положения в высшем свете. Именно в те дни, в состоянии влюблённости, Венявский создал «Легенду», которая была исполнена в присутствии родственников невесты. Растроганный отец поднялся на сцену, сказав, что только великая любовь могла вдохновить на столь великое произведение! Судьба молодых была предрешена.

После Генрика Венявского сценой целиком и полностью завладеет другой польский музыкальный гений, композитор-романтик и пианист Фредерик Шопен (1810-1849). И если Венявского современники сравнивали с Паганини, то Шопена – с Моцартом. Правда, Шопен писал музыку в основном для фортепиано, и действительно, у него нет ни одного сочинения, которое бы не включало этот инструмент. Следует отметить, что ещё в XIX веке широко практиковалось исполнение симфонических произведений камерными составами, и сам Шопен, в частности, делал переложения для струнных квартетов и фортепиано – при исполнении в небольших залах или в домашней обстановке. В нашем концерте все аранжировки для камерного оркестра выполнены Мордехаем Рехтманом.

В 1830 году Фредерику Шопену было 20 лет, когда он с перерывом в несколько месяцев создал два фортепианных концерта. При этом концерт, созданный вначале, но изданный в 1836 году, получил номер второй, и наоборот, концерт, созданный вторым, получил номер первый, поскольку был издан в 1833 году. А теперь – о первом концерте Шопена, который завершит первое отделение. Произведение сочетает в себе эффекты свободной импровизации, Шопен использует для этого блестящие виртуозные пассажи во всём диапазоне фортепьяно. При этом структура сочинения – классическая трехчастная. Музыковеды полагают, что возможно автор был вдохновлен Моцартом – например, влиянием сонаты с контрастирующими темами. Камерная аранжировка фортепианного концерта Шопена помогает перенести определённые акценты на солиста, которому представляется возможность использовать мелодическое и текстовое богатство в импровизационной атмосфере. При этом как бы нет реальной интеракции солиста с музыкантами из оркестра. Как сказано, произведение состоит из трёх частей: 1 часть – Allegro maestoso; 2 часть – Romance Larghetto (Интересна трактовка ремарки Larghetto самим композитором: «Larghetto — это не мощное, а скорее романтическое. Это какая-то грёза в лунную ночь»); 3 часть – Финал: Rondo Vivace. Все темы имеют основу народной танцевальной музыки. Тема рефрена энергичная, яркая, бодрая, в ритме краковяка.

Второе отделение начнётся с исполнения Баллады № 3. Фредерик Шопен был первым, кто концепцию баллады, взял из литературы и перенёс в музыку. Между 1831 и 1842 годами он написал четыре баллады для фортепиано. Композитор как бы впитывает окружающую его историческую атмосферу и повествует её слушателям музыкальными средствами. Баллада № 3 была написана Шопеном летом 1841 года.
 
  
 

Встреча Израильской Камераты с ашкелонской публикой завершится исполнением Концерта для фортепиано с оркестром № 2 фа минор, опус 21 Фредерика Шопена. Это сочинение считается одним из самых выдающихся в фортепианной музыке периода романтизма. Концерт был высоко оценен современниками Шопена. Так, Ференц Лист говорил, что в нём "есть места поразительного величия", а Шуман восклицал о второй части: "Что значат десять премированных сочинений по сравнению с одним таким Larghetto!" Произведение, как и первый концерт, включает три части: Maestoso; Larghetto; и Allegro Vivace. Вот что пишет российский музыковед Ю. Кремлёв: «Финал концерта истинно гармоничен и по замыслу и по выполнению: целая поэма, сотканная из изящной виртуозности, мечтательной фантастики, праздничного блеска и отзвуков народного танца. Эта поэма заканчивается как бы лучезарным порывом: в путь, в дорогу, вперед, вперед!»