Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Ашкелон - культурный город? Я сомневаюсь...
 
Есть в нашем городе красивое здание оригинальной архитектуры, именуемое на иврите 'Гейхал а-тарбут', что по-русски означает 'Дворец культуры'. Здесь нередко можно попасть на художественные зрелища весьма высокого уровня, причем различных жанров* Уже более десяти лет во дворце действует музыкальный абонемент под названием 'класси кейф', в рамках которого музыканты мирового класса демонстрируют ашкелонцам свое искусство* Но вот что настораживает: с течением лет средний возраст зрителей в зале неизменно растет и постепенно приближается к критическому

Владимир Сандлер 11.06.11
 
  
 



В прошлый четверг я присутствовал во Дворце культуры на концерте исключительно высокого художественного уровня. Четверо музыкантов представили зрителям программу, состоящую из произведений великих композиторов, среди которых: Шопен, Рихард Штраус, Иоганн Штраус, Шуберт, Бизе, Рахманинов, Бетховен, де Фалья, Пуччини, Оффенбах, Чайковский. В качестве главного действующего лица, а также в роле ведущего этого потрясающего музыкального представления выступал сам Гиль Шохат. Истинные ценители музыки при упоминании этого имени непроизвольно вздрагивают - да ведь это тот самый Гиль, 'израильское чудо', мальчик, слывший когда-то вундеркиндом, который, сродни Моцарту, в возрасте 12 лет исполнял с огромным успехом свои произведения. Сегодня Гиль - один из наиболее известных во всем мире музыкантов. Он, имеющий докторскую степень Римской музыкальной академии, завершивший свое образование в Кембридже, - композитор, дирижер и пианист-виртуоз. Гиль Шохат автор 9-ти симфоний, 8-ми концертов для фортепиано и других солистов с оркестром, 3-х опер, многих других музыкальных произведений. Их премьеры с успехом проходят в самых крупных музыкальных центрах Европы и Америки... Недавно Гиль Шохат был награжден Рыцарским знаком Французской Республики... С 2005 года Гиль руководит Израильским камерным оркестром, являясь самым молодым музыкантом, который когда-либо возглавлял в Израиле большой оркестр. На концерте мы услышали и несколько арий из опер самого Гиля Шохата.
Кроме Гиля в концерте приняли участие замечательный молодой пианист Виктор Станиславский, а также солистки израильской оперы - Мария Кабельская (сопрано) и Браха Коль (меццо-сопрано). О каждом из них можно было бы писать и рассказывать много, но полагаю, что будет достаточно сказать, что Гиль Шохат представил их залу как самых лучших и близких его друзей! Станиславский виртуозно исполнил четырехчастную сонату Шопена ? 3. Кроме того, вместе с Гилем Шохатом - в четыре руки - изумительно исполнил Фантазию ля-минор Шуберта. Концерт, состоявший из двух больших отделений, шел на высочайшем эмоциональном подъеме и закончился около полуночи. Публика не уставала восторженно аплодировать. Аплодисменты раздавались даже в перерывах между частями музыкальных произведений, что категорически не допускается. Такой факт свидетельствует о невысокой музыкальной культуре части ашкелонской публики...
И с этого момента мне хотелось бы перейти к тому, что меня тревожит. Я с сожалением вынужден констатировать, что средний возраст присутствующих в зале на концертах классической музыки неуклонно растет и приближается к критическому. Молодых людей и детей почти не встретишь. В то время как руководители города, лица по должностям своим ответственные за культуру и образование молодого поколения, не устают декларировать о важности приобщения молодежи к культуре и искусству, придумывают различные программы для детей и подростков, на которые тратятся немалые деньги, при этом начисто игнорируют имеющиеся в городе уникальные возможности. Наличие в нашем городе замечательного концертного зала, наличие таких уникальных энтузиастов и профессионалов как Мила Беккер, о которой сам Гиль Шохат не забыл сказать самые теплые слова, открывает огромный потенциал.
Написал это слово - "потенциал" и невольно улыбнулся. Слово это мы слышим и повторяем вот уже 20 лет после репатриации, оно уже давно стало надоедать...
И ведь что особенно странно - в Ашкелоне существует весьма престижная и уникальная в своем роде школа искусств, записать туда ребенка - ох как нелегко. Есть музыкальные школы с громкими названиями "консерваторион", есть масса детских и молодежных самодеятельных музыкальных коллективов... Так где же эта молодежь? Где же вы, работники системы образования и муниципалитета, включая депутатов горсовета? Почему никого из вас не видно на концертах музыкальной классики во Дворце культуры, столь изумительных по уровню? Вы обязаны быть инициаторами, ведущими в этом походе за прекрасным! Помните фразу о волшебной силе искусства, помните фразу великого писателя о том, что мир спасет красота?! - И это не блеф!
Во всех русскоязычных газетах, еженедельниках, издаваемых в Ашкелоне и в целом на Юге, регулярно публикуются материалы от пресс-центра ашкелонского муниципалитета о разного рода акциях, событиях и мероприятиях. Одни и те же заметки в различных газетах. Кроме того, муниципалитет выпускает ежемесячно красивый журнал на дорогой бумаге с теми же статьями. Большинство этих материалов написаны по-русски на весьма низком литературном уровне, с большим количеством ошибок. Бывает даже стыдно читать их. Не секрет, что эти журналы целыми пачками выбрасываются напрямую в мусорные баки. А ведь это большие деньги, наши деньги, жителей города, налогоплательщиков. Стоит ли таким способом разбазаривать городскую казну? Я предлагаю, прекратить подобную практику, а высвободившиеся бюджетные деньги перевести на поддержку высокого искусства, удешевить входные билеты на концерты классической музыки, а для учащихся школ продавать билеты за символическую цену. Кстати, так делают во многих городах и в разных странах. В таком случае, возможно, через несколько лет Ашкелон превратится в город высокой культуры.