Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ПАСХАЛЬНЫЙ ПОДАРОК АШКЕЛОНЦАМ ОТ АНАТОЛИЯ ЛАЙНА
 
В прошедшие пасхальные праздники несказанно повезло жителям ашкелонского хостеля Неве Дкалим* В переполненном до отказа зрительном зале выступал с концертом "Золотой баритон Израиля "Анатолий Лайн* После триумфального завершения волшебного действа музыкант, известный не только как певец и лауреат международных вокальных конкурсов, но и как дирижер, композитор и аранжировщик, с удовольствием согласился побеседовать о своем творчестве

 
  
 
Владимир Сандлер 07.04.10

- Анатолий, я рад вновь Вас приветствовать в этом уютном зале. Сегодня была уже третья по счету Ваша встреча с жителями хостеля и, на мой взгляд, наиболее яркая. Мне особенно приятно констатировать, что уровень Ваших концертов идет по восходящей, никаких повторений. Кроме того, Ваш голос чуть ли не ежедневно звучит по радио, и мы с удовольствием следим за Вашими успешными гастролями в таких странах как США, ЮАР, Австралия, Германия, Швейцария, Франция. Вы - известный музыкант, оперный певец, руководитель различных проектов. Не слишком ли мала для музыканта вашего масштаба аудитория провинциального хостеля где проживают пожилые репатрианты?

- Когда меня спрашивают про оперу, я с долей юмора говорю: "Скажите, ну какая опера может сравниться с такой встречей со зрителями, когда ты видишь перед собой вот эти молодые глаза, радостные лица. А что ты в опере видишь? Тебя намалюют всего, потом ты выходишь, работаешь, не видишь, для кого ты поешь. Что-то там оркестр играет, где-то там публика сидит". Разве можно это сравнить с таким вот удовольствием от живого непосредственного общения. И ту энергию, которую я дал зрителям, они вернули мне сторицей, спасибо им за это!
 
  
 


- Сегодня Вы проявили себя настолько разнопланово, причем не только в смысле музыкальных жанров, но и в вокальных диапазонах. Первым номером концерта прозвучала ария для баса - Гремин из Евгения Онегина Чайковского. А Вас называют "Золотым баритоном". Что это, ошибка?

- Никакой ошибки нет. Мой диапазон охватывает регистры баса и баритона. Более того, мне Б-г подарил такую возможность, что когда я не серьезничаю, то могу петь и как тенор. Разница заключается в том (я Вам технические секреты выдаю), что когда я бас-баритон пою, то использую весь мой голос - и "голову" и "грудь", а когда я пою тенором, использую лишь "голову". В этой технике я, например, исполняю на испанском знаменитую песню, которая знакома нашей публике русским текстом: "Мне б забыть, не вспоминать этот день, этот час, мне бы больше никогда не видать милых глаз..."
 
  
 


- Для оперного певца не является характерной манера танцев на сцене, тем более во время пения. Даже на эстрадной сцене я не припомню, чтобы кто-либо из певцов типа Кобзона или даже Магомаева пускались в пляс. Но у Вас это выглядит столь гармонично, столь натурально... С чего это началось?

- Наверное, это началось с моей любви к танцам. В Израиле это оказалось вполне естественно. Обратите внимание, израильтяне прекрасно танцуют бальные танцы в своих клубах. К сожалению, у нас в Союзе таких клубов не было. Все израильтяне прекрасно знают как танго танцевать. Танцевать просто, не усложненно. Они знают элементарные движения. Я решил включить в свою программу мелодии, которые можно танцевать, такие как ча-ча-ча, румба, самба, вальс, вальс-бостон... Обычно в моих выступлениях у меня есть напарница, с которой я танцую. Я специально занимаюсь своей спортивной формой, хожу в тренажерный зал (хадар кошер), чтобы на сцене мог танцевать. Должны же как-то оперные певцы отличаться друг от друга. Ведь часто бывает, певец встанет на сцене, что называется, займет место и два часа с него не сходит, у него на сцене ноги как бы нарисованы. И таких оперных певцов очень много, но я хоть чем-то должен отличаться...

- Продолжая тему танцев, я хотел бы попросить Вас рассказать об отдельном проекте, посвященном танго...

- Действительно, есть программа, с которой я выступаю вместе с друзьями: певица, пианист и ведущая. Проект называется "Огни танго". Мы сделали эту программу, поскольку знаем, что танго - любимый ритм нашей публики, и когда начинаешь вести какую-то вечеринку, первое, что просят - это танго. Немногие знают, что танго - это молодой танец, он родился в 19 веке в Аргентине, в порту, причем поначалу его танцевали мужчина с мужчиной. Потом к танцу присоединились женщины легкого поведения, и танец считался непристойным, чуть ли не пошлым, в Германии его вообще запрещали, был специальный закон. И только Папа Римский, увидев уже в десятые годы концерт, который показывали профессионалы, они выступали в прекрасных костюмах, с огнями, - дал этому танцу зеленую дорогу. Сегодня я пел танго на итальянском языке в память великого Поваротти, которое называется "Гитара романо".

- В сегодняшнем Вашем концерте я, по-моему, впервые в жизни услышал несколько песен на идиш в ритме танго...

- Я пытаюсь экспериментировать в части переложения известных песен на различные танцевальные ритмы. Поскольку я не знал ни одного танго на идиш, я подумал, а давай-ка я это сделаю, и теперь слушатели могут оценить, что у меня получилось. Оказывается, многие известные идишские песни прекрасно ложатся и звучат в ритме танго.

- Раз уж мы коснулись этой темы, хочу отметить, что сегодня в Вашем исполнении звучало немало песен на идиш. Сказать по правде я лично не являюсь большим поклонником этого жанра, но то, что я услышал, меня попросту заворожило... Классический репертуар на идиш звучал здорово!

- Я хоть не идишский певец, но однажды ко мне подошли после того, как я спел на идиш и говорят: "У Вас такой прекрасный идиш, Вы наверное, хорошо разговариваете на идиш..." У меня уже вышло два диска и готовится третий с песнями на языке идиш. Первый диск - это классика на идиш, где Шуберт, Шуман, Чайковский, Бизе, Григ, Глиэр... Второй диск содержит старинные русские романсы. Вы не представляете, как это здорово ложится и как это здорово звучит. Как будто писали специально для идиша. И вот сейчас будет третий диск. Поэтому петь классическим голосом - это, видимо будущее для идиша. Жалко, что нет опер и оперетт на идиш. Даже знаменитый мюзикл - "Скрипач на крыше" - он идет на английском и на иврите. Есть идишский текст, но самого мюзикла нет. А ведь действие проходит в еврейском местечке, я думаю, в России. И жалко, что мюзикл не исполняется на идиш. Но будем надеяться...

- Но кроме классики мы услышали на идиш "Крутится вертится шар голубой"...

- Есть песни, которые считаются русскими, советскими, хотя по сути они - еврейские. И когда я услышал их на идиш, я это понял. Ведь это как в Одессе, где все - и евреи и русские, люди других национальностей, все разговаривают со специфическим еврейско-одесским акцентом. У меня был товарищ, когда я учился в консерватории, который был абсолютно русским человеком, родом из Умани. Из него лился просто фонтан этого еврейского идишского юмора и я многому учился у него.

- В заключительной части концерта вместе с Вами пел весь зрительный зал. Не скрою, я тоже не удержался от соблазна участвовать в этом мощном хоре. Из певца-танцора, виртуоза в стиле бельканто, Вы превратились еще и в дирижера-хормейстера...

- Это еще одна моя музыкальная специальность. Однако в данном случае виной всему замечательные песни из старых кинофильмов - часть еще одного проекта. Это область, которую объять невозможно. Вы прекрасно знаете, что самые прекрасные песни, которые у нас в сердце, в душе - это песни из фильмов. К сожалению, - не современных. Современные фильмы таких песен нам не дарят. Помните времена, когда мы приходили в кино и ждали, что в этом фильме зазвучит какая-то хорошая песня. И таких фильмов было много. Поэтому делать эту программу было и легко и одновременно тяжело, поскольку нужно было эти песни выбрать. К тому же, мы там, опять же, танцуем, мы там делаем шоу. Но я хочу вам напомнить один фильм - "Земля Санникова". Это полуфантастический фильм о мужественных людях, там играет Олег Даль и другие уже ушедшие из этого мира артисты: Георгий Вицин, Владислав Дворжецкий, Музыка Зацепина, стихи Леонида Дербенева. Там песню исполняет Олег Анофриев, который, как всегда, делает это изумительно. Если вы посмотрите в интернете, там будет написано, что это лучшая песня всех времен и народов - так было признано в программе Первого российского телеканала "Достояние республики". Эту песню я исполняю всегда в сопровождении поющего зала.
 
  
 


- Анатолий! Хоть мы и на половину не исчерпали намеченную тематику, я не могу злоупотреблять Вашим вниманием, и хочу поблагодарить Вас и за прекрасный концерт и за интересную беседу, поздравить Вас с праздником Песах, праздником Весны и Свободы, а также пожелать Вам достижения новых творческих рубежей, надеясь, что наши встречи станут традиционными.

- Большое спасибо! Поздравляю с праздником Песах всех читателей!